На президентских выборах 2018 года на загранучастках были ажиотаж и высокий результат власти. Фото Reuters
Жесткость модерации избирательной кампании усиливается, административное воздействие на выборы – расширяется. Борьба с неугодными кандидатами, похоже, приведет к максимальному сокращению их числа, а для гарантии необходимых итогов голосования создается резерв бюллетеней. Эксперты связывают все ужесточения с тем, что думские выборы перестроены в плебисцит о доверии Владимиру Путину – фронтмену «Единой России» и автору ее предвыборных обещаний.
По информации «НГ», российские избиратели, находящиеся за рубежом, не могут дистанционно открепиться от участков, на которых они изначально записаны. Попытка подстраховаться от возможного задвоения бюллетеней оказывается тщетной, портал «Госуслуги» ограничивает выбор нового места голосования территорией РФ.
С одной стороны, это может означать, что таких людей подталкивают к участию в электронном голосовании. Однако пока ничего не было слышно о том, что им для этого дали некие послабления, как это уже было сделано в отношении жителей ДНР и ЛНР. Тем вроде бы как разрешено применение неполноценных аккаунтов на «Госуслугах» и указание не на персональные номера телефонов, а на некие специальные. Зато заграничным гражданам РФ гарантирована, скажем, свобода голосовать в консульствах, что называется, без регистрации и смс. А вот бывших украинцев для оформления доступа к выборам станут подконтрольно завозить в Россию заказными автобусами.
С другой стороны, официальные зарубежные избиратели расписаны по различным округам, разбросанным по стране. И тенденция такова, что те государства, где наших побольше, «присоединяют» либо к малочисленным электоральным единицам либо, наоборот, к проблемным для власти территориям. Напомним, что голосование из-за рубежа за Путина в 2018 году в итоговом протоколе выглядело доминирующим трендом. Однако понятно, что за границей высок и процент оппозиционных избирателей.
При этом сейчас растет воздействие на лояльный электорат, на завершающем этапе кампании оно скорее всего достигнет максимальных значений силы и откровенности. К примеру, в Воронежской области избирком подписал соглашения с крупными работодателями и объединениями предпринимателей об их участии в пресловутом «информировании» граждан, которое на местах обычно превращается в агитацию за ЕР. Бизнесменам надо будет подробно рассказать своим сотрудникам как о датах, местах и способах голосования, так и о зарегистрированных партиях и кандидатах. Конечно, формально власти на все вопросы по этому поводу констатируют, что ничего незаконного тут нет. Кстати, и по факту прихода на выборы каждого зарубежного избирателя теоретически предполагается уведомление его «материнского» участка, но на практике этого может и не происходить.
Переводя эти факты на политтехнологический язык, можно констатировать, что создается большой резерв «правильно» заполненных бюллетеней. «Заграничников» значится в реестре около 2 млн человек, а последствия таргетирования явки контролируемого электората вообще не поддаются даже прикидочным подсчетам. Особенно, если такая явка нужна как бы не в натуре, а всего лишь на бумаге. Запасы голосов при этом могут быть использованы как для поддержания тех или иных партсписков, так и для корректировки результатов выборов по округам, где для победы часто достаточно минимального перевеса. Последнее можно рассматривать и как своего рода прощальный привет «умному голосованию» навальнистов.
Тем не менее власти продолжают выискивать таковых в списках кандидатов. В последнее время основное внимание сосредоточено на «Яблоке», а все рекорды побиты в Татарстане. Например, республиканская прокуратура направила в Советский райсуд Казани иск с требованием признать кандидата Гульназ Равилову причастной к «экстремистской организации». Рассмотрение намечено на 13 сентября, сама Равилова баллотируется и в Госдуму, и в один из муниципалитетов, но ей на ближайшие три года предполагается закрыть все пути.
Как подчеркнул глава штаба «Яблока» Григорий Гришин, для защиты Равиловой используют все всевозможные юридические методы, но, к сожалению, заявил он «НГ», «инструменты политического воздействия и борьбы в авторитарной системе практически уничтожены», – отметил он. По его словам, прецедентов в других регионах нет: «Ее хотят снять с выборов только за то, что она написала, что в стране есть политические заключенные, а многие дела – политически мотивированные. В принципе, за это можно снять практически всех оппозиционных кандидатов или даже произвольно любого человека с гражданской позицией». В данном субъекте РФ это будет уже третий снятый яблочник.
А у ЦИКа РФ уже есть списки тех кандидатов от этой партии, которых снимут за использование иностранных финансовых инструментов. Это намечено на 30 августа: «Центризбирком якобы получил справку от Центробанка о кандидатах, имеющих иностранные активы. И это вовсе не какие-то раскрученные люди, их имена мало кому что-то скажут». Например, Евгения Мартынова – № 4 по Саратовской области, у которого «по одной акции Эппла, Пфайзера, банка Нью-Йорка и пять акций Ford motors». «Акции имеют сувенирную стоимость, но он уже под подозрением как «агент влияния». Если так пойдет и дальше, то граждан начнут снимать с выборов за отдых за границей – а у нас полстраны в Турции отдыхает», – заявил Гришин. Заметим, что за причастность к загранице сейчас снимают и представителей множества других партий. Судя по всему, выборы вычищаются не только от опасных для ЕР соперников, но и от уже ненужных статистов.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «То, что президент фактически взял в руки кампанию ЕР, развязало руки админресурсу, поскольку кампания теперь фактически носит референдумный характер. На местах получено указание добывать победу любой ценой. По возможности, конечно, без скандалов, поскольку федеральный Центр по-прежнему говорит об открытости, честности и легитимности выборов, но, с другой стороны, победителей у нас не судят, губернаторы понимают, что главное – результат». Однако, по его мнению, это не новость, «практически все выборы последних лет превращаются в референдум по доверию власти, а власть – это президент», а стало быть, «применение админресурса неизбежно как восход и заход солнца». «Новости в нынешней кампании две: во-первых, политическая система окончательно перешла в положение осажденной крепости, отсюда и все ужесточения, во-вторых, критика оппонентов опустилась до навешивания ярлыков на оппозицию уже на уровне государства», – подчеркнул Калачев. Но сейчас, когда уже идут утечки о новых показателях, спущенных сверху как по явке, так и по результату ЕР, возникает вопрос, насколько все это выполнимо и будет тиражироваться? «Протестное голосование – это оборотная сторона медали административного прессинга, то есть если власть будет передавливать, это может вылиться в рост недовольства при голосовании», – предположил эксперт.
комментарии(0)