Самовыдвиженка Александра Семенова повторную проверку на экстремизм не прошла. Фото со страницы «Пермская предвыборная коалиция «+1» в «ВКонтакте»
В регионах отмечается массовое выбывание из предвыборной гонки кандидатов в заксобрания и гордумы. Причем это не только оппозиционеры из КПРФ и «Яблока», но и представители вполне лояльных «Справедливой России – За правду» (СРЗП) или «Новых людей». Кого-то снимают по суду конкуренты, кого-то – избиркомы, ранее их и зарегистрировавшие. Но еще больше случаев, когда кандидат вроде бы сам отказывается от продолжения борьбы, несмотря на затраченные время и деньги. И хотя отдельные кейсы, видимо, вполне объективны, тем не менее видна тенденция: в тени общефедеральной кампании низовые последовательно зачищаются от лишних персонажей. Местные власти пользуются политической ситуацией для укрепления собственных позиций, а в этом деле им нужна только «Единая Россия».
Ажиотаж формально связан с тем, что 11 сентября истекает срок, когда любой кандидат может уйти с выборов без объяснения причин. В последующие пять суток это можно будет обосновать лишь вынуждающими обстоятельствами. Что касается принудительных снятий, то в последние дни перед голосованием критическое значение приобретают процессуальные сроки. Судам и избиркомам тоже нужно время для того, чтобы оформить аннулирование регистраций. Тем не менее нетрудно заметить признаки очевидной кампании по расчистке кандидатского поля от лишних фигурантов. Чаще всего под решения о снятии попадают представители «Яблока» и КПРФ. Других участников региональных и местных выборов удаляют реже, но именно они чаще всего сходят с дистанции якобы самостоятельно. Есть истории, прямо-таки просящиеся в остросюжетные телесериалы.
>> СТР. 3
ОКОНЧАНИЕ НАЧАЛО НА СТР. 1
Например, 7 сентября стало известно, что Петербургский горсуд принял решение все-таки снять с выборов в Заксобрание кандидата от «Яблоко» Ксению Михайлову. Прежде ее уже снимали по формальным причинам, потом признавали их несущественными, но теперь в вину Михайловой опять поставлены ошибки в документах. В том округе, который она для себя выбрала, все еще баллотируется дочь спикера питерского парламента Вячеслава Макарова.
А вот в Перми регизбирком снимает через суд сразу девятерых кандидатов в Заксобрание уже по общераспространенному в этом году поводу – информации от Центробанка РФ о владении иностранными финансовыми активами. Среди пострадавших трое коммунистов, четверо из СРЗП и двое яблочников. В Алтайском крае на карандаш финансовой проверки попался кандидат из ЛДПР, баллотирующийся в Заксобрание по одному из округов.
Зачистка проводится и на уровне гордум. Скажем, Свердловский райсуд Перми уже отменил регистрацию самовыдвиженки Александры Семеновой. Она представляла коалицию «Плюс один», выступающую против ЕР, а обвинили ее в причастности к экстремистской организации. При этом ранее Семенова соответствующую проверку прошла беспрепятственно. Не менее страшное преступление – это нарушение в ходе выборов авторского права. Из-за этого, к примеру, пострадал кандидат в депутаты Госсовета Чувашии от СРЗП Алексей Андреев. Его регистрацию отменили за то, что на агитационных материалах он разместил персонажа из аниме, а справку из Японии не предоставил.
В отношении же самоснятия хорошей иллюстрацией стала Тюмень. Там лидер регионального списка «Новых людей» вдруг написал заявления об уходе по собственному желанию из кампании в облдуму. Однако показательно, что вслед за ним избирком из этого списка тут же исключил еще нескольких партийцев. Кстати, случаев добровольного отказа от продолжения борьбы за первую неделю сентября произошло столько, что их нет места перечислять.
Депутат Госдумы от СРЗП Михаил Емельянов подтвердил «НГ», что по стране наблюдается снятие партийных кандидатов на низовом уровне выборов. «Когда соединяются кампании федеральные, региональные и муниципальные, это дает синергетический эффект – и низовые кандидаты продвигают кандидатов в Госдуму и списки партии. Поэтому, видимо, снимают популярных в регионе людей, чтобы снизить поддержку партии в целом», – подчеркнул он. При этом случаи добровольных отказов Емельянов объяснил возможным давлением на этих кандидатов.
По словам главы штаба «Яблока» Григория Гришина, яблочников и коммунистов в регионах снимают за оппозиционность. «А вот другие политические силы чаще всего не представляют даже интересов своих партий, а обычно являются франшизами на содержании местных олигархов и администраций для претворения в жизнь их политических и коммерческих интересов», – заметил он. Через такие партии нередко баллотируются те интересанты, которым не особенно важно, под брендом какой партии они пройдут в заксобрание или гордуму, мандат им нужен для решения собственных проблем. «Политическими соперниками власти они не являются, но иногда возникает проблема, что и они начинают составлять конкуренцию кандидатам от администраций. И тогда начинается подковерная борьба местных элит – кто кого пересудит и передавит», – пояснил Гришин.
Глава аналитической службы КПРФ Сергей Обухов напомнил, что в регионах местные интересы власти ставят выше федеральных: «Для администраций свои выборы важнее думских, они жестко проталкивают нужных кандидатов любыми методами, избавляясь от конкурентов зачистками, запугиванием, подкупами. Что касается снятия кандидатов от лояльных и спойлерских партий, то, наверное, нередко обнаруживается, что они откусывают голоса именно у кандидатов ЕР, то есть дезориентируют электорат».
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил «НГ»: «Снимают не всех и не везде, и, конечно, не только радикальных оппозиционеров, но и представителей вполне умеренных партий. В регионах очень оживленная политическая жизнь, а губернаторы решают разные задачи: кто-то поднимает свой KPI, кто-то обеспечивает себе нужный состав парламента или решает другие задачи местного масштаба. И это сопровождается борьбой местных элит. Кроме того, в Москве следят исключительно за думскими выборами, но на местах люди видят как раз низовые кампании, а если их лишают ярких персонажей, то это снижает интерес к выборам в целом, то есть возможную явку». При этом эксперт не исключил, что у добровольных отказников просто закончились деньги либо они просчитали, что ни за что не победят, и стремятся из этой ситуации извлечь хотя бы имиджевую пользу.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил: «Сейчас все внимание федерального Центра, телевидения и крупных СМИ сосредоточено на федеральных выборах. В новостях на госканалах мы не видим сюжетов о выборах региональных и местных. Скорее всего это делается сознательно – думская кампания создает дымовую и шумовую завесу над выборами низовыми. И получается, что, с одной стороны, губернаторы в тени решают свои задачи, а с другой– это низовые выборы не отбрасывают своей тени на федеральные». Эксперт отметил, что в отношении кандидатов администрации используют кнут и пряник, только их пропорции в разных регионах разные. «Иногда партии выдвигают кандидатов с целью политического размена, а иногда согласованные сперва кандидаты начинают серьезно мешать кандидатам партии власти. Бывает так, что вроде технический участник вдруг начинает идти на победу или как минимум уменьшает голоса за провластного кандидата. Иногда, действительно, и сами кандидаты снимаются, чтобы сохранить лицо, потому что 4–5-е места для политика это несерьезно», – подчеркнул Калачев. И в конце концов, заметил он, есть и такое соображение: «Если вдруг случится так, что на думских выборах ЕР в регионе показала хороший результат, а в местное заксобрание провалилась, то это создаст ненужную сенсацию, от которой лучше подстраховаться. Чем больше кандидатов, тем больше неожиданностей, а чем меньше – тем меньше сюрпризов».
комментарии(0)