К законопроекту о публичной власти новые депутаты приступят с ноября. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Одним из главных дел этой осени для депутатов Госдумы станет законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». О единой системе такой власти говорят обновленная Конституция – и инициатор всех этих новаций Владимир Путин. Похоже, для отчета перед ним данный закон и составлен, причем в основном методом копипаста в текст уже действующих норм. А небольшие уточнения как раз связаны с усилением полномочий президента. Нижняя палата становится не только принтером, но и ксероксом.
Госдума восьмого созыва после первых организационных заседаний, начинающихся с 12 октября, всю вторую половину октября и начало ноября посвятит бюджету на 2022 год. Но первое чтение законопроекта о публичной власти уже назначено на 9 ноября.
Это пока предварительное решение дополнительного Совета Госдумы, прошедшего первого числа. В принципе комитет ГД по госстроительству был готов вынести документ на рассмотрение нижней палаты на заседание 2 ноября. Прежний и предстоящий глава этого комитета Павел Крашенинников вместе с сенатором Андреем Клишасом как раз является автором данной инициативы. Более того, они отвечают перед Кремлем за организацию правовых условий для очередной реформы властной вертикали. Так что их стремление исполнить поручение побыстрее выглядит вполне логичным. Однако, судя по всему, именно полпред президента в Госдуме Гарри Минх предложил не торопиться.
Напомним, что законодательное оформление единой системы публичной власти (ЕСПВ) по сути дела приведет к дефедерализации РФ в конечном итоге. А пока новый закон еще больше усилит полномочия президента, формально записав за ним те возможности, которые сейчас у него есть в силу традиций и сложившейся практики (см. «НГ» от 27. 09. 21). Если говорить короче, то ЕСПВ – это способ унифицировать страну до такого состояния, когда любой ее частью сможет руководить назначенец из федерального Центра самого среднего уровня компетентности. И в этом контексте понятно, почему губернатор переименовывается в главу субъекта РФ, а срок его пребывания в должности ничем – кроме воли Путина или его будущего преемника – не ограничивается: обычному чиновнику и полагается служить до тех пор, пока начальство довольно.
Главной же задачей этих региональных глав становится аналогичное упрощение местного самоуправления, которое останется самостоятельным уровнем власти лишь в ст. 12 неизменяемой главы 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Официально политика огосударствления муниципалитетов не признается, но власти по сути дела ее и не скрывают, правда, объясняя это намерением создать равные условия более или менее сносного существования людей вне зависимости от места их проживания – в богатых или бедных регионах. Понятно, что это возможно лишь в условиях централизации финансовых потоков и их распределения сверху вниз после того, как ресурсы собраны по всему этому низу. Такая система делает президента и доверенных с его стороны лиц – из правительства или пресловутого ближнего круга единственными распорядителями казны.
Поэтому вполне очевидно, что заказчиком законопроекта Клишаса-Крашенинникова выступает администрация президента, которая выполняет поручение лидера страны. Судя по тексту документа, выполнить данное поручение как можно быстрее и было главным делом. Потому что общие принципы публичной власти в субъектах РФ почти один в один скопированы из действующего закона об общих принципах организации региональной госвласти. При этом они переставлены с места на место – и немного отредактированы. Как раз для того, чтобы подчеркнуть возрастание полномочий президента.
Корректура весьма показательна: например, сейчас заксобрания называются единственными высшими представительными органами в субъектах РФ, но теперь они эпитета «высший» будут лишены. Или, скажем, по нынешним нормам роспуск президентом РФ какого-то непослушного парламента региона можно осуществить не позднее года после того, как суд установил нарушение, а депутаты его не исправили. Но скоро у Путина будет возможность не ограничиваться никакими временными рамками. Еще одна новация будущего закона – создание таких условий взаимодействия исполнительной и представительной власти регионов, которые в случае конфликтов будут заводить их в тупики, деблокировать которые смогут лишь президент РФ или по его поручению Госсовет.
При этом окончательное вступление в силу всех норм нового закона произойдет лишь с 1 января 2023 года, а до этого он будет включаться по частям. Одновременно это потребует от властей провести ревизию почти сотни действующих законов, что для нашей бюрократии представляет собой серьезный вызов. Поэтому можно предположить, что некоторое время будет существовать конкуренция норм, что, впрочем, лишь развяжет руки федеральному Центру. Что же касается Госдумы восьмого созыва, которая избиралась под лозунгом об усилении даже не столько ее функционала, сколько авторитета, то Кремль действительно поручает нижней палате быть не только быстрым принтером, но и четким ксероксом.
комментарии(0)