Как стало известно «НГ», на заседании экспертного Совета при уполномоченном по правам человека (УПЧ) правозащитники, экс-судьи, юристы и представители Минюста обсудили права человека в российских тюрьмах. Были даны рекомендации как по улучшению пребывания обвиняемых и осужденных в местах заключения, колониях и следственных изоляторах (СИЗО), так и по связи с внешним миром, правовой защите, специальному обучению сотрудников Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН).
На мероприятии УПЧ прозвучали разные аспекты улучшения жизни заключенных. Директор Института прав человека (признано в РФ иностранным агентом) Валентин Гефтер обратил внимание на необходимость создания Национального превентивного механизма по формуле «УПЧ плюс».
Судья Мосгорсуда в отставке Ольга Панкова коснулась скороспелости принятия нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и отметила, что действующий КоАП РФ заменять не следует. По ее мнению, главным критерием по делам об административных правонарушениях является количество отмен судебных постановлений. Она отметила незаконную практику привлечения к административной ответственности за нарушение масочного режима на основании КоАП Москвы, так как ответственность за одно и то же нарушение не может быть предусмотрена разными нормативно-правовыми актами. И обратила внимание на необходимость ограничения сроков нахождения в Специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан миграционной службы.
Представитель Минюста Владимир Мурашкин рассказал о новациях готовящегося Административно-процессуального Кодекса. Проект предусматривает вступление прокурора в административное дело на любой стадии, вводит нормы об апелляции и кассации по делам об административных правонарушениях.
Член президентского Совета по правам человека СПЧ Андрей Бабушкин в своем выступлении предложил отнести к основным средствам исправления осужденных получение высшего образования, социальную работу и психологическую помощь. Также ускорить принятие поправок в постановление правительства РФ об освобождении по болезни. В то же время внести изменения в Федеральный закон № 103, предусмотрев обязательное оборудование камер холодильником, телевизором и вентилятором.
Бабушкин подчеркнул, что необходимо вместо направления обвиняемых, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу, из СИЗО, где они содержались, в другие регионы законодательно запретить прием в СИЗО обвиняемых в совершении преступлений, не являющихся особо тяжкими, сверх лимита. Правозащитник рекомендовал Общественной палате России обеспечить включение в состав ОНК правозащитников, имеющих опыт правозащитной деятельности.
Кроме того, член СПЧ отметил, что есть основания провести научные исследования о том, как сложилась судьба иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в принудительном порядке были выдворены за пределы России. Необходимо также провести научные исследования в отношении эффективности достижения целей наказания при применении существующих в настоящее время мер воздействия, в том числе в части применения профилактического учета.
Серьезной проблемой, требующей решения, по мнению Бабушкина, является преодоление дискриминации при применении условно-досрочного освобождения (УДО) и замене наказания более мягким в отношении определенных категорий осужденных, в том числе в зависимости от статьи осуждения. Для сотрудников ФСИН Бабушкин рекомендовал усилить в программе подготовки сотрудников компонента, связанного с изучением и пониманием прав человека, при этом повысить статус помощника начальника территориального органа по правам человека, в том числе установив потолок звания не «подполковник», как это имеет место в настоящее время, а «полковник». Что касается законов, тут Бабушкин призвал упростить в Кодексе административного судопроизводства процедуру подачи административного иска для заключенных.
Затрагивал правозащитник и проблему пыток в тюрьмах. Он отметил, что «СМИ переполнены публикациями о жестоких пытках в ОТБ-1 УФСИН по Саратовской области, но при этом в полной мере победить на сегодняшний день пытки в уголовно-исполнительной системе (УИС) невозможно». Однако есть ряд мер по улучшению ситуации: в Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) вернуть правозащитников, восстановление надзорных функций за соблюдением прав человека со стороны органов прокуратуры. В органах Следственного Комитета (СК) РФ должно измениться отношение к расследованию пыток.
«В свое время бывший директор ФСИН России Геннадий Корниенко ввел правило: если видеозапись не сохранилась, то спор о ее содержании будет решаться не в пользу сотрудника, который эту запись утратил, а в пользу заключенного, который ссылается на содержание записи. Мы должны пойти дальше: не только исходить из презумпции добросовестности того, не по чьей вине была утрачена запись, но и обеспечить мониторинг содержания всех записей», – заключил Бабушкин.
комментарии(0)