Гражданам, которые требуют больше демократии, рассказывают о необходимости экономить бюджеты. Фото со страницы Евгения Ройзмана в Twitter
Госдума 9 ноября будет голосовать за проект закона о единой системе публичной власти. Одновременно разворачивается кампания против прямых выборов глав муниципалитетов в тех регионах, где они еще сохраняются. Например, в Астраханской и Владимирской областях, Хабаровском крае и ряде других планируют повсеместную отмену этого механизма. Губернаторам, казалось бы, выгоднее иметь якобы самостоятельных муниципалов в качестве громоотводов. Но федеральному Центру в преддверии 2024 года, похоже, нет дела до местечковых расчетов. Поэтому варяги-технократы уже принялись готовить почву для реализации закона. Хотя политическая сфера и так крепко забетонирована, в фундамент вертикали власти продолжат лить раствор из смеси централизации и авторитаризма.
Объединение всех уровней управления страной, что и предполагает собой законопроект сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова, официально считается мерой в интересах граждан. Под такой пиар единая система публичной власти, инициированная президентом Владимиром Путиным, в прошлом году и была вписана в Конституцию РФ. Чтобы было более понятно людям, необходимость ее создания чаще всего объясняют гипотетической экономией бюджетных средств. Именно этот аргумент сейчас и приводят региональные власти, представляя свои предложения об отмене прямых выборов руководителей муниципалитетов разного ранга.
На самом же деле проект, рассматриваемый сейчас Госдумой, направлен на дефедерализацию госустройства, что, кстати, на днях отметил Госсовет Республики Татарстан. Частью этой дефедерализации является и демуниципализация уже собственно субъектов РФ, властям которых разрешается подминать под себя любые местные структуры, формально считающиеся независимыми. Наверное, это можно рассматривать так, что федеральный Центр дает некую компенсацию регионам за потерю теми значительной доли самостоятельности. Правда, во главе большинства из них находятся варяги-технократы, а они вряд ли могут требовать подобного от своих московских кураторов. Это значит, что речь идет лишь о дальнейшем укреплении авторитарной вертикали, которая, конечно, теоретически может быть использована и в интересах граждан. Однако в ближайшее время она скорее всего будет занята только обеспечением спокойного транзита власти: хоть от Путина к Путину, хоть от него – к какому-то преемнику.
Так совпало, что на то же 9 ноября в Гусь-Хрустальном Владимирской области назначены публичные слушания о корректировке устава города для отмены прямого избрания его главы. Администрация нынешнего мэра-единоросса уверяет, что это делается «по просьбе жителей, предпринимательского сообщества и общественных организаций». В данном регионе прямые выборы этого уровня власти есть еще в таких городах, как Муром и Собинка. Сам Владимир уже давно действует под руководством чиновников, которые утверждаются депутатами по представлению конкурсной комиссии.
Это сейчас самый распространенный в России способ формирования муниципального управления – и можно не говорить о том, что мнение губернаторов для таких комиссий является решающим.
В городе Гусь-Хрустальный публичную власть сделают единой еще до принятия федерального закона. Фото с сайта www.gus-info.ru |
На самом деле деньги для относительно большого региона не самые крупные, но, скажем, в Астраханской области вообще оперируют экономией в 2 млн на одни выборы главы муниципалитета. Средства обещают перенаправить на решение более насущных вопросов. В данном субъекте РФ прямое избрание мэров предполагается отменить повсеместно. В столице региона его нет уже шесть лет, в этом году изменения коснулись и 2 районов из 11. Превалирующей станет конкурсная процедура. Еще одна проблема – дефицит квалифицированных кадров. Однако, судя по всему, это некий тонкий намек на весьма толстое обстоятельство, а именно сокрушительное поражение ЕР на выборах в Ахтубинском районе. Портал AstrakhanPost.ru напоминает: главой всего района была избрана представитель КПРФ, а единоросс оказался на третьем месте, главой же отдельно города стал эсэр, тогда как кандидат партии власти занял четвертое место.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин видит в этих конкретных событиях «единую тенденцию достраивания и даже бетонирования вертикали власти на всех уровнях – вплоть до самых нижних». При этом при отмене выборов даже в самых мелких поселениях и территорией управлять легче, и параллельно пресекать возможности для раскрутки кандидатам от оппозиции. «Поскольку отменить совсем выборы не могут, избрание глав корректируют таким образом, что формально самоуправление остается независимым, но встраивается в единую систему, то есть юридически сохраняется, а политически – устраняется», – заметил эксперт. Что касается такого информационного ресурса для губернатора, чтобы при необходимости сослаться на местные провалы, то можно и сказать, что, мол, «комиссия недосмотрела при назначении кандидата». Причем, уверен Макаркин, как бы ни была привлекательна возможность отстраняться от ответственности на уровне территории и переводить ее на жителей, выбравших неправильного главу, все-таки губернаторам важнее осуществлять полный контроль над регионом. Поэтому он полагает, что процесс отмены выборов глав на низовом уровне будет продолжаться. Но эксперт не склонен связывать это напрямую с предстоящими в 2024 году президентскими выборами: «Сейчас идут два разнонаправленных процесса: с одной стороны, усиливается контроль над губернаторами, по закону Клишаса–Крашенниникова можно легко их увольнять по недоверию фактически на любом основании. С другой стороны, губернаторам предоставляется компенсация, когда они повышают уровень самостоятельности в управлении регионом. Это общий подход, так что тенденция по сокращению местных выборов сохранится».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, напротив, сказал «НГ», что «мэрская фронда – головная боль для многих губернаторов» – это традиционная тема для борьбы еще с 90-х годов. «На самом деле позиции успешных мэров волнуют губернаторов – даже если глава действует на низком уровне управления, в будущем он может стать и конкурентом. Таким образом, принцип у губернаторов такой: надо ликвидировать конкурентов, пока они маленькие», – считает эксперт. По его словам, из федерального Центра периодически следуют окрики на тот счет, что местное самоуправление не следует уничтожать, но фактически оно никак не поддерживается. То есть происходит то же самое, что раньше случилось с непарламентскими партиями: «Лет десять назад была дана установка развивать партстроительство в регионах, и АП во главе с Володиным тогда решила «бросить в регионы партии, чтобы они сами выплыли». Но они не выплыли, составить конкуренцию парламентским партиям так и не смогли».
Представители оппозиции в своих высказываниях оказались жестче. Например, член федерального бюро «Яблока» Григорий Гришин заявил «НГ»: «Система действует в направлении отмены выборов на всех уровнях, после изменения Конституции стала понятна и судьба местного самоуправления, которое было встроено в систему публичной власти. Фактически сейчас его ликвидируют, но, чтобы не нарушать международных обязательств и ранее прописанных конституционных норм, применяют хитрые уловки». По его мнению, это связано и с тем, что низовой протест растет, это временами проявляется в виде побед оппозиции на местах. «Поэтому власть страхуется от проявления неожиданностей в ходе выборов. Конечно, в Кремле одобряют такой подход, потому что с его точки зрения сейчас любой выборный мэр вредит консервации существующего строя. Проще забетонировать систему, когда все находится в руках узкой группы лиц и их назначенцев, а те, кто противоречит такому подходу, становятся врагами системы. Пример для нынешних властей – это СССР брежневских времен, то есть монолитная гомогенная система, контролируемая на каждой точке. Так что они лишь воспроизводят то, что только и знают», – подчеркнул яблочник.
Глава аналитического центра КПРФ Сергей Обухов согласен, что, хотя сами губернаторы становятся более уязвимы перед федеральным Центром, им дается возможность спокойно управлять свои регионом. «Любые муниципальные выборы – это стресс-тест для глав регионов, поэтому спокойнее будет делегировать своих представителей в райцентры. И это происходит не только с исполнительной властью, но и с представительными органами, райсоветы тоже стремятся взять под полный контроль. На наших глазах гибридный режим перестает быть таковым, он становится все более диктаторским, происходит жесткое администрирование всех политических процессов. Тем более что, по логике Кремля, «враг у ворот», а внутри страны – фактически санитарная диктатура», – заявил «НГ» коммунист. И поэтому, по его мнению, выборы и становятся все больше декоративными, происходит «назначение с элементами голосования». Обухов уверен, что в условиях сокращения ресурсов губернаторам уже не так важно переводить ответственность за проблемы на низовой уровень, более важно – «как удержать кормовую базу в принципе».
комментарии(0)