Лидер «Левого фронта» опять агитирует оппозиционеров за широкую коалицию. Кадр из видео со страницы Сергея Удальцова в Facebook
По информации «НГ», лидер «Левого фронта» (ЛФ) Сергей Удальцов в ближайшее время готов взять на себя координацию переговоров между всеми спектрами российской оппозиции. Целью называется создание некой единой платформы для борьбы с властью, за образец предлагается взять белоленточные протесты 2011–2012 годов. Основные требования – честные выборы, прекращение политрепрессий и принудительной вакцинации. Отстаивать их будут пока в основном в интернете, но и уличные акции в дальнейшем не исключаются.
Десятую годовщину начала «болотных» протестов 2011–2012 годов ЛФ отметил дискуссией об их уроках и тех опробованных методах оппозиционной деятельности, которые можно было бы использовать и в настоящее время. Сам Удальцов заявил, что главный позитивный опыт – объединение всех несогласных.
Например, депутат Мосгордумы от «Яблока» Владимир Рыжков заметил, что провалу тогдашних выступлений способствовало отсутствие координации прежде всего между лидерами протеста, то есть политиками, и низовыми активистами. Лидер ЛФ заявил, что выступает за создание широкой коалиции разных политических сил в глобальном смысле, чтобы противопоставить власти всех, кто за свободную Россию. Удальцов рассказал «НГ», что эта идея, с одной стороны, родилась из белоленточных протестов, а с другой стороны, из понимания, что «за минувшие десять лет разные силы власти давят поодиночке – либералы уже разгромлены, очередь дошла до левых».
Он повторил традиционную для несистемщиков мысль, что больше всего Кремль боится именно широкого оппозиционного фронта. Удальцов подчеркнул, что хотя левопатриотические силы имеют успехи, их одних мало, а стало быть, надо подтягивать националистов и либералов, как это и было десять лет назад. Лидер ЛФ не исключает сотрудничества как с отдельными политиками вроде Дмитрия Гудкова, Ильи Яшина, Юлии Галяминой и др., так и с партиями или движениями. К примеру, и с Народно-патриотическим союзом России, и с ПАРНАСом, «Яблоком», «Гражданской инициативой» Андрея Нечаева. По его словам, есть также различные активные группы, занимающиеся политическими, социальными, экологическими проблемами.
«Речь идет только об объединении оппозиционных структур, глупо предлагать союз заведомо провластным партиям и движениям», – подчеркнул Удальцов. И пояснил, что пока просматриваются как минимум три объединяющие темы. Во-первых, требование выборной реформы с отменой всех запретов и методов, позволяющих фальсификации. Во-вторых, прекращение политических репрессий против активистов и освобождение политзаключенных. В-третьих, протест против грубого нарушения прав и свобод граждан под предлогом эпидемии, то есть отмена всех ковидных ограничений – от запрета митингов до QR-кодов.
Борьбу под такими лозунгами можно было бы вести различными способами: встречи с депутатами и народные сходы там, где это возможно, публичные заявления и требования к власти, активная пропаганда в интернете. Удальцов заявил, что он и его соратники уже приступают к действиям по налаживанию объединительной работы, будут вести переговоры с представителями разных сил. «Сперва нужно понять, кто вообще готов к взаимодействию. Так, «Яблоко» уже не раз заявляло, что готово объединяться, но в последний момент всегда требовало подписаться под собственной программой, отказаться от советского прошлого, что неконструктивно. Речь не идет о насильственном слиянии разных идеологических сил, а лишь о том, что мы должны объединиться для защиты активистов и возвращения политических прав и свобод. Поэтому нужно прощупать и понять, кто в принципе к этому склонен», – пояснил он. В случае успешных переговоров коалиция теоретически может собрать пресс-конференцию уже в январе-феврале, до конца года это менее вероятно.
Мнения экспертов о возможности и необходимости возврата на Болотную разделились. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что хотя идея и выглядит звонкой, есть несколько спорных моментов: «Со стороны Удальцова звучит заявка на роль координатора оппозиции, он хочет вернуться к роли активного политического лидера. Тогда он соревновался за первенство с Алексеем Навальным, но после посадки в 2014 году влияние Удальцова заметно ослабло. А для власти он остается радикалом и бывшим уголовником, то есть опасным. Наконец, сами темы объединения спорные для разных сил». Так, выборы и политрепрессии не находят широкого отклика в обществе, которое политически апатично. Протесты же против ковид-ограничений не найдут понимания у большинства правых. При этом эксперт подтвердил слова Удальцова, что для власти действительно неприятно любое объединение оппозиции.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил, что хотя, конечно, Удальцов пытается вписать себя в актуальную политическую повестку, но, по сути дела, и не важно, что им движет. «Идея в принципе состоятельная и вполне удачная. Такое объединение могло бы быть эффективным. Да и темы с приоритетами выбраны правильно: допуск на выборы важен для всех сил, актуальна и защита своих активистов. Удальцов пытается нащупать и народную повестку – ковид-ограничения, QR-коды, принудительная вакцинация подстегнули недовольство людей независимо от их политических взглядов», – сказал эксперт. Но он тоже видит возможным препятствием для такой коалиции позицию либералов по вакцинации и их поддержку многих эпидемиологических ограничений. В то же время инструменты борьбы выбраны более-менее верно, хотя большинство недовольных все-таки боятся выходить на улицу, не посещают митинги даже там, где это возможно. Но вот пропаганда и флешмобы в интернете могут стать эффективным способом взаимодействия с аудиторией. «Для организации протеста нужны две вещи: триггеры и лидеры. И если триггеры создает сама власть, то с лидерами проблемы. Их вполне реально выращивать и продвигать в соцсетях, но самому Удальцову «именно из-за того, что он правильно нащупал повестку, могут настучать по голове». Первым страхом власти является утрата поддержки большинства, следующим по очереди – успешное объединение разнообразной оппозиции, которая сможет возглавить протест. Но для превращения в такую силу оппозиции сейчас нужны точки сборки: «Они есть, и история успехов, даже точечных, например отмена QR-кодов, этому поможет. А без истории успехов можно хоть головой о стенку биться».
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов заметил «НГ»: «В принципе объединение оппозиции – это всегда большой вопрос для власти. Поэтому установка выбрана правильно. Мысль об объединении витает в воздухе, нужны только идеи и технологии. Но проблема в том, что для такой коалиции нужна глобальная цель. То есть стратегия: для чего вся эта оппозиция объединяется и жертвует какими-то своими убеждениями. И эта цель должны быть не сиюминутной, не на сегодня-завтра, а на далеко вперед. Так что даже перспектива в два-три года слишком близкая, а значит, она за пределами стратегии». Поэтому эксперт назвал тему борьбы с эпидемиологическими ограничениями неудачным выбором именно с точки зрения стратегии. Он напомнил, что объединение десятилетней давности тоже было ситуативным, а потому в течение года и сошло на нет. «Скорее примером здесь может служить перестройка времен Горбачева, для успехов нужен взгляд в будущее. Разные силы должны понимать, для чего они вместе, и тогда можно поступиться какими-то идеологическими моментами ради одной цели, например, ради свободы страны и демократизации. Потому что, как бы это наивно ни звучало, у оппозиции главной должна быть мечта, которая объединит общество. Без мечты никакие коалиции результата не принесут», – уверен Куртов.
комментарии(0)