Фото сайта cikrf.ru
Избирательная кампания официально завершилась только 8 декабря, когда ЦИК утвердил итоговый финансовый отчет об использовании выделенных на нее бюджетных средств. Из почти 21,5 млрд руб. было потрачено чуть более 18,5 млрд. В документе оказались и некоторые любопытные цифры о расходах партий и кандидатов. Но главное, что на этом заседании Центризбиркома был оглашен доклад о политической составляющей выборов в Госдуму. Глава ЦИКа Элла Памфилова заранее анонсировала, что это будет жесткий ответ тем, кто пытался очернить электоральную систему страны. Однако из-за болезни она не смогла лично разоблачить всех провокаторов.
Зампред Центризбиркома Николай Булаев особо подчеркнул, что представляемый им доклад «Об итогах подготовки и проведения выборов депутатов Госдумы восьмого созыва и иных выборов, голосование на которых состоялось 17–19 сентября 2021 года» написал собственноручно Памфиловой. Но зачитать его вынужден он, потому что глава ЦИКа отсутствует на заседании из-за болезни.
Таким образом, настоящего удара по тем, кто пытался, по ее утверждениям, клеветать на выборы или даже их подрывать, в общем, не получилось. С другой стороны, это вряд ли бы удалось и самой Памфиловой. Вопреки анонсам убедительно доказать фейковость большей части оппозиционных претензий к ходу и результатам кампании, на самом деле никаких новых доказательств не представлено. Точнее, приведены не доказательства, а статистика. Сколько партий участвовало, сколько было зарегистрировано, сколько сняли кандидатов, сколько жалоб поступило – короче говоря, только цифры, которые поддаются разноплановой интерпретации. Понятно, что ЦИК сделал это в свою пользу.
Кандидатов в округах профинансировали или крупные спонсоры, или фирмы-прокладки. Инфографика ЦИК РФ |
Соответствующий раздел доклада Памфиловой так и называется – «Попытки дискредитации выборов». Но уже после самого первого абзаца дальше текст можно в принципе и не смотреть: «Поскольку было велико желание если не сорвать, то максимально дискредитировать эти выборы, то совместными усилиями внешних, и на подхвате у них – внутренних интересантов начала задолго до выборов формироваться негативная информационная волна на основе разного рода умозаключений разного рода якобы независимых экспертов. Несмотря на то что каждый из них независим по-своему – выводы о выборах в России они делают практически под копирку». По общему правилу, если предпосылка придумана, то и последующие рассуждения ложны. Ведь утверждения, воспроизведенные Памфиловой, для нее, может быть, и аксиома, но другие имеют полное право с этим не соглашаться.
И показательно, что теперь по теме выборов нет желания устраивать дискуссии ни у одной из сторон. Потому что данные ЦИКа, например, говорят о том, что в 2021 году по сравнению с выборами в Госдуму 2016-го стало меньше отказов в регистрации, снятий кандидатов с кампании, доказанных фальсификаций, обращений в комиссии и суды. Скажем, только несколько человек пострадали от нового закона о запрете участия в выборах причастных к экстремизму, хотя ожидалось, что это будет массовое явление. А к примеру, своим правом потребовать блокировки интернет-ресурсов за незаконную агитацию Центризбирком не воспользовался ни разу. Это все правда, но объясняется она и тем, что блокированием занимались другие органы, оппозиционеры сами отказывались баллотироваться, а в действенность жалоб теперь никто не верит.
Формально завершающей точкой кампании стал финансовый отчет о потраченных на выборы бюджетных средствах, которые удалось даже сэкономить. Однако более интересными выглядели финансовые показатели партий и кандидатов. Один из них и продемонстрировал фальшивость аргументов о большей привязке к избирателям депутатов-одномандатников. Потому что выяснилось, что больше всего денег таким кандидатом поступило от юрлиц – 71%, на втором месте помощь партий – 14%, на третьем собственные средства – 11%. Люди же обеспечили только 4% всех пожертвований.
комментарии(0)