Розыгрыш мест в избирательном бюллетене демонстрирует, что на выборах возможна конкуренция между партиями. Фото РИА Новости
Окончательное голосование по законопроекту о публичной власти Госдума наметила на 14 декабря, но возможно рассмотрение и неких новых к нему поправок. Это подтверждает, что второе чтение 9-го числа стало законодательным авралом. По его итогам и появилась, например, норма о возможной отмене в регионах выборов по партспискам, которая, однако, для кампании 2022 года не выглядит актуальной. Похоже, что пока не проявлена высшая политическая воля, политадминистраторы занялись закладками на будущее. Эксперты согласны, что стартует очередной электоральный эксперимент, и спорят о его пределах. Скажем, возможна ли полностью одномандатная Госдума, заполнять которую придется с помощью своего рода нерушимого блока единороссов и волонтеров.
Вернуть ко второму чтению законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» Госдума 14 декабря может из-за своего рода технического сбоя. В ходе дискуссий на заседании 9 декабря не удалось толком сформулировать право федеральных депутатов тем или иным образом участвовать в работе региональных парламентов. Между тем возврат на предыдущую стадию законотворчества – это всегда сигнал о некой штурмовщине, а стало быть, о недостаточно эффективной организации работы. Или – другой вариант – это свидетельство того, что в высоких кабинетах пока спорят либо вообще только думают о том, чего бы еще отрегулировать. И чаще всего депутатский аврал как раз и становится следствием долгих кремлевских размышлений.
Поэтому вполне вероятна ситуация появления в тексте законопроекта сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова различных уточнений технического или, может быть, технологического свойства. Хотя, конечно, нельзя исключать и голосования по более принципиальным дополнениям, а вот будут они или нет, покажет начало вторничного заседания нижней палаты. Что же касается поправок, условно говоря, средней тяжести, то напрашивается как минимум одна. Она напрашивается в связи с датой вступления в силу нормы о праве субъектов РФ определять в собственных заксобраниях любую квоту для депутатов-списочников. Иными словами, Госдума отменила нынешнее федеральное правило, что партийных мест должно быть не менее 25%. Однако конструкция закона о публичной власти предполагает, что его глава 2, где говорится о законодательной власти субъектов РФ, заработает только с 1 июня 2022 года.
К этому времени уже поздно будет менять региональные законы о выборах, потому в середине июня начнется очередной единый день голосования. То есть получается, что либо надо ускорять введение в силу положения о пересмотре партийных квот, либо пропускать будущий год. В принципе на 11 сентября 2022-го намечены перевыборы только шести заксобраний. Более массированная пересменка региональных депутатов предполагается лишь в 2023 году. Стоит при этом отметить, что в пяти из шести регионов сейчас сохраняется равномерная пропорционально-мажоритарная система с пропорцией 50% на 50%.
И пока только в Саратовской области (см. «НГ» от 02.12.21) начались движения в сторону уменьшения доли партсписка до минимально допустимых сейчас 25%. При этом было установлено, что партиям отменяют общерегиональную часть списка, то есть оппозиция окажется обезглавленной.
Зампред фракции «Справедливая Россия – За правду» Олег Нилов (справа) протестует против отмены партийных выборов в регионах. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Эксперты, опрошенные «НГ», подтвердили, что опытный прогон будущей избирательной системы страны, судя по всему, стартовал, но они разошлись во мнениях насчет того, останется ли департизация на уровне регионов или распространится в перспективе и на федеральные кампании. Глава аналитической службы КПРФ Сергей Обухов полагает, что поправки к закону были согласованы на самом высоком уровне, а то, что они появились внезапно, объясняется их одиозным характером, «они фактически меняют концепцию, изложенную в первом чтении». По его словам, «все это напоминает спецоперацию, направленную на дестабилизацию политической системы». В глобальном же смысле за этими новациями просматривается курс на двухпартийность. А поскольку вторая по влиянию партия в стране – это КПРФ, то «именно поэтому ее в последнее время фактически уничтожают, Кремль это не устраивает, там делается ставка на симулякры и псевдоопозицию вроде «Новых людей». Обухов предполагает, что поправку о департизации обкатают в регионах, а на федеральном уровне это может проявиться или на выборах 2026 года, или при избрании союзного парламента России и Белоруссии.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что поправка не такая уж и неожиданная, она давно напрашивалась. Эксперт напомнил, что партсписки вводились в регионах в начале 2000-х, когда надо было ограничить права субъектов РФ в пользу федерального Центра, чтобы уменьшить роль губернаторов и региональных элит, ведь списки федеральных партий приходилось согласовывать в Кремле. Сейчас ситуация изменилась в принципе, губернаторы перестали быть оппозиционными, так что у Центра нет причин создавать им противовес в виде партсистемы. Но если будут только одномандатные выборы, то тогда протестным избирателям намного проще будет консолидироваться вокруг одной партии. И сегодня это действительно КПРФ. А вот роль ЕР как партии власти как раз уменьшится. Так что, по мнению Макаркина, одномандатной Госдумы не стоит ждать. Хотя бы потому, что это означало бы полный возврат к советскому прошлому. Впрочем, сказал эксперт, «законодательство всегда правится исходя из текущих политических приоритетов, а какие возникнут к 2026 году, можно лишь гадать».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Очевидно, назрел вопрос, когда отдельным регионам, где рейтинги ЕР ниже среднего, дадут возможность отказаться от партсписков. Но страна у нас многообразная, и где-то списки выгодны партии власти, например, в Татарстане или Краснодарском крае». Эксперт напомнил, что и нынешние, и прошлые выборы показали, что поражение ЕР по списку, скажем, от лица КПРФ для имиджа власти гораздо болезненнее, чем победа отдельных коммунистов по округам. Кроме того, увеличение числа округов в регионах автоматически делает их более компактными, а значит, предвыборная кампания станет дешевле и проще для оппозиции. А если оставить количество округов прежним, то при 100% одномандатной Госдуме часть единороссов потеряет мандаты. Для федеральной власти проблема будет и в том, что раз центр политической тяжести переносится в регионы, то туда придется направлять на выборы ярких людей. И, конечно, неизбежна трансформация в двухпартийную систему, что приведет к усилению КПРФ как единственной альтернативы ЕР, а избиратели станут более мотивированы к опрокидывающему голосованию. Но и оппозиционерам это принесет сложности, поскольку трудно будет проводить в депутаты спонсоров и функционеров. По мнению Калачева, у Кремля просматриваются три варианта. Первый – это серьезная перестройка всей ЕР, может, даже ребрендинг, второй – это разрешение блоков, когда ЕР идет на выборы в составе большой коалиции – с ОНФ, волонтерами и прочими. А третий – это как раз сокращение партсписков до 25% или вовсе переход к полностью одномандатной Госдуме. Эксперт напомнил, что все ключевые решения Кремль принимает в последний момент, тем более что пока «у власти в арсенале еще остается электронное и надомное голосование, административный ресурс, но если для ЕР все станет совсем плохо, то нельзя исключать изменений в 2025 году». Сейчас же будут просчитывать риски, принцип Кремля известен: не надо менять того, что работает. Правда, Калачев подчеркнул, что если считать движения нашей политической системы во многом по белорусскому пути, то в этой стране уже давно полностью одномандатный парламент.
комментарии(0)