0
3995
Газета Политика Интернет-версия

22.12.2021 20:16:00

Региональные султаны получат право на любые выборы

Единый день голосования 2022 года станет последним антипартийным экспериментом

Тэги: сахалин, областной устав, поправки, выборы, партийные списки, едг, закон, публичная власть, удмуртия, саратов


сахалин, областной устав, поправки, выборы, партийные списки, едг, закон, публичная власть, удмуртия, саратов Депутаты Думы Сахалинской области голосуют за сближение с избирателями. Фото с сайта www.dumasakhalin.ru

Сахалинская дума 23 декабря рассмотрит поправки в областной устав, которые меняют систему ее выборов, сокращая долю партсписков в пользу округов. Сахалин идет на единый день голосования (ЕДГ) 2022 года вместе с пятью субъектами РФ, два из которых уже проводят такую департизацию. Это будет очередная и, видимо, последняя проверка готовности регионов к превращению в электоральные султанаты. В 2023-м заработает закон о публичной власти, разрешающий полностью отменять списочную часть заксобраний и увеличивать ее до любого политически необходимого размера.

В облдуме созыва 2022-го останется 28 депутатов. Однако избираться они будут не как прежде – пополам напополам по партспискам и округам, а в пропорции четверть на три, то есть 7 списочников к 21 одномандатнику. Для этого на Сахалине меняют статью 15 Устава области, соответствующий документ значится в повестке заседания регионального парламента на 23 декабря. Следом за ним стоит еще один электоральный законопроект – о праве властей муниципалитетов устанавливать особенности своих избирательных систем. В местных СМИ идет информкампания в поддержку обеих инициатив. Лейтмотив – народные избранники должны быть ближе к народу хотя бы тем, что людям станут известны их имена. Звучит и такой аргумент: раз округов становится больше, то сокращается их размер, а значит, выборные кампании на компактных территориях будет проще проводить.

Аналогичную пропагандистскую активизацию в последнее время можно было наблюдать и в медиасфере Удмуртии. Госсовет республики 21 декабря принял в третьем чтении законопроект о такой же частичной департизации. Нынешний созыв избран по смешанной пропорционально-мажоритарной системе: 30 списочников и 30 одномандатников.

В 2022-м партийная квота сократится до 20 мест, то есть на округа отдается 40 мандатов. Таким образом, и в этом субъекте РФ придется проводить перенарезку территориальной схемы, а иными словами, дробить уже утвердившиеся электоральные вотчины.

В начале декабря избирательную реформу к ЕДГ-2022 провели и в Саратовской области. В этом регионе (см. «НГ» от 02.12.21) департизацию проводят даже в еще более жестком варианте. Вроде бы подход общероссийский: отказ от соотношения 50 на 50% и переход к пропорции 25 на 75%, что в саратовских реалиях будет означать 10 списочников и 30 одномандатников. Правда, тут пришлось пойти на снижение общего количества депутатов, поскольку число 45 на четыре части без остатка не делится, а властям хотелось, чтобы все было красиво. Так вот под прикрытием этой красоты партиям отменили возможность составлять списки с общерегиональной частью, куда традиционно ставят лидеров. Это означает, что территориальную разбивку партсписка придется делать с привязкой к той или иной группе одномандатных округов, то есть де-факто перейти на мажоритарную систему полностью. Данные решения, очевидно, имеют только один смысл: максимально затруднить выборы для любого рода оппозиции.

Таким образом, уже в трех из шести регионов, которые значатся в плане ЕДГ-2022, партиям предложено подвинуться в сторону. Пока нет сообщений из Краснодарского края и Пензенской области, где системы выборов также равносмешанные. Еще более любопытно будет посмотреть на действия властей Северной Осетии, 70 депутатов парламента которой избираются исключительно по партспискам. В данной северокавказской республике прежде продолжительное время действовала мажоритарная система, но не относительного, а абсолютного большинства, предполагавшая второй тур, если победитель сразу не набирал более 50%. Однако теперь именно партсписки позволяют этому субъекту РФ – одному из многих электоральных султанатов показывать высокие результаты поддержки «Единой России».

Очевидно, что на укрепление таких султанатов направлена и одна из норм только что подписанного президентом закона о единой системе публичной власти. Часть 5 статьи 12 этого закона гласит, что «законом субъекта РФ может предусматриваться количество депутатов законодательного органа, которые избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством РФ о выборах». В оппозиции однозначно решили, что это означает полную отмену выборов по партспискам. Однако глава 2 закона, включающая в себя данную норму, вступит в силу лишь с 1 июня будущего года, так что регионы ЕДГ-2022 просто не успевают поменять свои правила.

Собственно говоря, это, видимо, было и не надо, следовало провести последний антипартийный эксперимент. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев согласен, что «хотя в регионах решают местные проблемы, но там же заодно проверяют, насколько успешно губернаторы смогут обеспечить избираемость нужных одномандатников, причем в сложных для власти условиях». «Если губернатор не может обеспечить партию власти победой в заксобрание или вообще в гордуму, то и на думских выборах будут риски. Недовольство местной властью переносится и на федеральные кампании ЕР, а оппозиция будет придумывать все новые способы опрокидывающего голосования. Например, та же КПРФ может кинуть клич: «Голосуй за любую силу, кроме ЕР», или «Голосуй за самого сильного оппозиционного кандидата», – пояснил эксперт. По словам Калачева, «настают времена, когда для власти любой кандидат, чья победа не согласована, становится несистемным, даже если он от лояльных политических сил». То есть ключевой момент, подлежащий проверке в ближайшее время, – это умение губернаторов собрать админресурс, а главное – грамотно его применить.

И в этой связи стоит отметить, что выборная норма закона о публичной власти вовсе не однозначно антипартийная. Она скорее о том, что соотношение списков и округов в каждом субъекте РФ может быть разным, то есть зависящим от текущей политической ситуации. Если региональные султаны будут справляться с менеджментом округов, если владельцы электоральных вотчин смогут не только обеспечивать свое избрание на местном уровне, но и делегировать поддержку избирателей вверх по вертикали, то на выборах могут быть только округа. Если где-то полную лояльность низовых элит в пользу ЕР обеспечить трудно, то будут списочные выборы, итоги которых легче «нарисовать». И понятно, что все эти варианты и сценарии будут своего рода накоплением данных перед решением о будущих выборах Госдумы. По мнению Калачева, ответ на вопрос, появится ли одномандатная новация на выборах в Госдуму созыва 2026 года, будет зависеть от нескольких факторов. Но главный проявится в 2024 году, когда станет ясно, насколько беспроблемно переизбрался действующий президент, к рейтингу которого привязан рейтинг ЕР. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Игорь Селезнёв

Работу в новом парламенте лидеры оппозиции призывают расценивать как политическое самоубийство

0
992
Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Наталья Приходко

В отличие от полномочий Верховной рады продление полномочий президента не предусмотрено Конституцией Украины

0
837
Европейская интеграция рассорила страны ГУАМ

Европейская интеграция рассорила страны ГУАМ

Грузия, Молдавия и Украина могут не стать членами ЕС в ближайшей пятилетке

0
932
К сценарию через книгу

К сценарию через книгу

Марианна Власова

На Сахалине выбрали лучшие сюжеты для кино

0
197

Другие новости