Люди в деревнях остаются без своей власти наедине с собственными проблемами. Фото Дмитрия Феоктистова/PhotoXPress.ru
Согласно законопроекту об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ) в единой системе публичной власти (ЕСПВ), в ближайшие годы будет упразднена такая форма организации жизни народа и территориального управления страной, как сельское поселение. Намерение федерального Центра провести жесткую оптимизацию низовой власти, слишком громоздкой и недостаточно эффективной, очевидно. Но в законопроекте нет ответов на следующие вопросы: почему на российской земле объявляются лишними немалое число людей и почему Кремль идет на это политически рискованное решение? Как предполагает «НГ», дело может быть в том, что нынешние жители деревень, сел и небольших городков перестали быть значимой частью как лояльного электората, так и экономически активного населения.
На итоговой пресс-конференции 23 декабря Владимир Путин напомнил о госпрограммах по поддержке сельских поселений и их населения, под которые власть, дескать, выделяет немалые финансовые ресурсы. Президент прямо обозначил, что это своего рода расплата за интенсивный рост аграрного сектора экономики. Теперь, мол, государство поможет тем, кто внес в эти успехи свой вклад. Эти хорошие слова имеют малое отношение и к экономическим реалиям, и, главное, к реформаторским планам федерального Центра по административно-территориальному и распорядительно-функциональному устройству страны.
Что касается экономики, то экспортно ориентированные отрасли сельского хозяйства, в частности зерновое, стараются обходиться без массового привлечения местных трудовых ресурсов. При этом в новом законопроекте сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова прямо оговаривается, что поселения ликвидируются как класс. Такого формата территориальной организации страны после 2028 года просто не будет (см. «НГ» от 16.12.21). Кстати, административно-территориальными единицами, а следовательно, звеньями власти не будут и округа, в которые должны превратиться все нынешние районы и города. То есть муниципальные и городские округа будут лишь низовым звеном регионального управления, причем звеном последним.
Трудно представить, что в некоторых субъектах РФ величиной со среднюю европейскую страну данная система окажется сколько-нибудь эффективной. И хотя во многих сельских поселениях тамошние исполнительные власти действительно ничего собой не представляют и реально ничего не делают, там есть еще и депутаты, среди которых нередко попадаются совестливые. Таковые бывают и среди глав населенных пунктов, особенно если они местные. Занимаются все они одним и тем же – осуществляют коммуникацию между гражданами и тем уровнем власти, у которого есть полномочия и деньги, а также разруливают посильные местные проблемы. В настоящее время у большинства тех поселений, которые не передали своих полномочий районам, все-таки сохраняются кое-какие бюджеты.
Видимо, одна из причин жесткой реформы МСУ – это желание оптимизировать финансовые потоки, которые на круг составляют несколько миллиардов рублей. Немалая их часть действительно оседает в карманах бесполезных начальников, а количество реальных получателей среди людей с каждым голом уменьшается. Судя по всему, именно такое сокращение сельского населения выводит его из разряда значимой части лояльного власти электората, которой можно пренебречь как статистической погрешностью. Подавляющая часть нужных избирателей теперь находится в городах – и как раз за них в последнее время и происходят сражения между административным ресурсом и оппозиционными силами. В прежние же годы село давало голоса сначала КПРФ и прочим левым, затем во второй половине 90-х там правил «Наш дом – Россия», а потом – единороссы.
Не исключено, что модель выстраивания власти по законопроекту Клишаса–Крашенинникова – это создание базы под стратегию переформатирования России в сообщество крупных агломератов, между которыми предполагается только инфраструктурная, но не человеческая взаимосвязь. Однако возникает вопрос, возможно ли это осуществить в течение пяти лет переходного периода? Скорее всего людей, становящихся лишними, останется немало и после 2028 года. С одной стороны, их, конечно, будет недостаточно для разжигания социальных волнений, но с другой – для фитиля всегда хватает небольшого кусочка горячего материала.
Возможно, именно потому, что региональные власти тоже не имеют ответов на вопросы и недоумения такого рода, они и не спешат слать в Госдуму свои отзывы. Первое чтение законопроекта о МСУ в контексте ЕСПВ уже предварительно назначено на 26 января. Замечание и предложения необходимо представить до 19-го числа. Но и спустя неделю после внесения документа в нижнюю палату в ее базе не значится ни одного отклика. Впрочем, похоже, что субъектам РФ уже понятна неизбежность реформы, а потому поддержку ей они окажут разом по команде сверху после новогодних каникул.
комментарии(0)