Иноагентов в РФ в отличие от США не запрещают, а ликвидируют. Фото Валерия Шарифулина/ТАСС
В Мосгорсуде 23 декабря состоялось рассмотрение по существу иска прокуратуры Москвы о ликвидации правозащитного центра (ПЦ) «Мемориал» (признан в РФ НКО-иноагентом). По ходу слушаний выяснилось, что кроме формальных нарушений законодательства об иноагентах ПЦ дестабилизировал своими материалами психику граждан, доводя до депрессии неограниченный круг лиц. Пока определенного решения не вынесено, процесс продолжится 29 декабря. Между тем 28 декабря Верховный суд (ВС) рассмотрит дело так называемого Международного Мемориала (признан в РФ НКО-иноагентом). То есть запрет обеих организаций, судя по всему, решили совместить с праздником Нового года.
Процесс 23 декабря занял около шести часов, он был открытый, но с ковидными ограничениями – СМИ посадили наблюдать за слушаниями в отдельную комнату с трансляцией. Обычную же публику в зал заседаний не пропустили. Но сами судебные дебаты получились показательно открытыми и даже состязательными, обеим сторонам давали высказываться без временных лимитов. И хотя при этом позиция суда выглядела демонстративно объективной, на деле она была не более чем половинчатой.
Например, к делу были приобщены предоставленные защитой материалы, в том числе внепроцессуальные обращения, то есть письма граждан в поддержку, а также сведения о всевозможных наградах, полученных ПЦ. С другой стороны, сущностные ходатайства адвокатов ПЦ, к примеру, о допросе тех граждан, которые стали экспертами обвинения, суд не удовлетворил. Отказано было и в вызове свидетелей, которых защита обозначала как возможных потенциальных пострадавших. Имелись в виду граждане, написавшие заявления, что в случае ликвидации ПЦ их права будут неизбежно поражены.
По итогам прений прокуратура попросила суд ликвидировать ПЦ и его структурные подразделения, Минюст это предложение поддержал. Но принимать такое решение в день Большой пресс-конференции Владимира Путина суд не стал. Возможно, чтобы не создавать противоположную по цвету картинку такому его заявлению по поводу иноагентов: «Мы не запрещаем работу этих организаций... Они могут дальше продолжать работать. Наш закон гораздо более либеральный». Путин в очередной раз сравнил российское законодательство с аналогичным, по его мнению, законом США и опять пояснил, что от НКО-иноагентов в РФ требуют лишь честно заявлять об источниках своего финансирования.
Между тем один из прокуроров заявил на процессе в Мосгорсуде, что требования о ликвидации ПЦ обоснованны хотя бы по такой причине: «ПЦ совершал как грубые, так и неоднократные нарушения закона. В качестве грубого нарушения могут быть представлены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических прав и свобод. Результаты проверок свидетельствуют об осуществлении организацией и ее руководством деятельности с грубым нарушением Конституции и федеральных законов. Более десяти раз привлекались к ответственности. Размещали в Сети интернет-материалы без маркировки длительное время. Что повлекло ознакомление с ними широкого круга лиц без информирования об их статусе». Адвокат Мария Эйсмонт поинтересовалась, каким образом отсутствие маркировки наносит ущерб здоровью и благосостоянию граждан, что также было указано в документах обвинения. «Ну, я тоже не совсем понимаю. Но я считаю, что в том числе и психическое здоровье граждан может попадать. И формирование негативного образа государства и отсутствие маркировки может вызвать депрессивное состояние у граждан в том числе».
Защитники также указали прокуратуре, что, как сказано в иске, деятельность и информация ПЦ могут негативно влиять на детей, но вопрос в том, является ли он «субъектом Конвенции о защите прав ребенка», на что обвинители дружно дали отрицательный ответ. Однако, по мнению прокуратуры, ПЦ ответственен за то, что несовершеннолетние граждане могли прочитать в интернете такую информацию на сайте ПЦ, которую в силу возраста не восприняли бы адекватно. В ответ адвокаты указали, что есть четкий список вредных для детей сведений, но материалы сайта ПЦ под него не подпадают.
Одной из основ обвинения послужило якобы отсутствие на части материалов маркировки «иноагент», причем неоднократное, но защитники показали, что соответствующие уведомления появились еще до первых судов 2020 года. На вопрос, запрещено ли в РФ формировать негативное мнение о государстве, прокурор ответил, что «с нарушением закона – запрещено», но был вынужден уточнить, что «на основе достоверных сведений – не запрещено». Что касается грубости и неоднократности отсутствия уведомлений о статусе иноагента, защитники напомнили о разъяснениях Верховного и Конституционного судов РФ – одни только формальные нарушения не могут создавать угрозы безопасности РФ, а значит, и служить основанием для постановления о ликвидации. И, кстати, проверяющие органы были того же мнения, а иначе почему же они по всем нарушениям назначали минимально возможные санкции.
Не очень убедительным оказался и тезис о «неоднократности». По закону и правоприменительной практике – это не менее трех постановлений. А у ПЦ, мол, пока два постановления, которые не погашены. На это и судья заметил: «Наверное, надо быть последовательными. У нас нет материалов последнего административного дела». И стороны не стали возражать, чтобы суд истребовал материалы последнего административного дела. В том числе и поэтому процесс был отложен до 29 декабря. Правда, более важный повод – это слушания 28 декабря уже в Верховном суде, где защищаться от ликвидации будет «Международный Мемориал». Не исключено, что эти две организации и будут вместе приговорены прямо на Новый год.
комментарии(0)