Фото сайта ru.usembassy.gov
Вслед за законопроектом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», принятым Госдумой в первом чтении 7 июня, предлагается одобрить запреты для иноагентов в 16 действующих законах. Складывается картина предстоящей люстрации несогласных с режимом, поскольку вскоре иноагентом можно будет назначать любого недовольного гражданина, а не только оппозиционеров. То есть давнюю мечту несистемщиков о будущих чистках власть реализует вперед их. В этом же проекте сильно ужесточается и так не либеральный закон о митингах.
Новая инициатива внесена примерно тем же составом, который подписался под проектом о едином реестре иноагентов. Эти депутаты и сенаторы не только профессиональные борцы с внешним враждебным вмешательством, но и опытные парламентарии.
А потому они включили в чисто технический текст поправки к закону о митингах, похоже, реально умаляющие конституционное право на свободу собраний. Напомним, что 7 июня Госдума проголосовала в первом чтении за законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Его суть в том, чтобы покончить с обширным и запутанным сводом ограничений для иноагентов, навести порядок в соответствующих реестрах, усилить запретительные нормы и полномочия госорганов, наконец, ужесточить ответственность всех фигурантов данного законодательства. Если коротко, то относительно травоядные времена, когда иноагентом становились по совокупности зарубежного финансирования и политической деятельности, теперь в прошлом.
Вводятся более широкие основания в виде иностранного влияния и поддержки, сформулированные максимально свободно. Действия же, за которые присваивается статус иноагента, могут быть любые. Главное, чтобы власть сочла их направленными против себя самой, то есть против безопасности государства, общества и народа. Для примера: в уже одобренном первоначально проекте распространение информации среди неопределенного круга лиц вовсе не квалифицируется в профессиональных рамках – СМИ, блогеры, агрегаторы и т.д. В медийной оппозиционности может быть заподозрен всякий гражданин, имеющий активные соцсети. После чего такой становится иноагентом – и перед ним и ему подобным закрываются многие сферы жизни и приложения трудовых сил.
Именно они более подробно и перечислены в документе, который внесен в Госдуму 9 июня. Речь идет о корректировке 16 действующих федеральных законов. Начинается перечень с военнослужащих – иноагенты ими быть не могут, если, конечно, на то нет специфической необходимости. Политпартиям действительно заказана любая связь с иноагентами, особенно финансовая, самим же иноагентам закрывается дорога на выборы в качестве организаторов, агитаторов, наблюдателей и пр. Кандидатами пока, похоже, быть можно, как и избирателями, однако не стоит забывать, что впереди второе чтение данного пакета.
Как и указано в базовом проекте, иноагентам закроют возможность стать госслужащими и даже муниципальными чиновниками, отнимается у них и важная банковская льгота в виде страховки вкладов, хотя физлицам, пусть и враждебным России, она все же оставлена. Не будут иметь иноагенты и полную свободу для инвестиций в страну, преференций в сфере госзакупок и социального заказа. И также, конечно, их не допустят до работы с несовершеннолетними – профессиональная среда, связанная с воспитанием и образованием детей, для таких тоже закрывается.
Короче говоря, вроде бы вполне себе технический текст, не содержащий особых новаций. Однако он окончательно складывает в понятную картинку все эти и последующие шаги власти. Похоже, в России готовится жесткая кампания люстрации большого круга несогласных с нынешним режимом. Под нее имеют шанс попасть не только упрямые несистемщики, которые, скажем, до сих пор протестуют против спецоперации, но и неопределенное количество просто недовольных властью граждан. Показательно, что вообще-то люстрация была одним из планов радикальной оппозиции сразу после наступления пресловутой «Прекрасной России будущего». Однако оказалось, что этот инструмент будет применен против них самих, а точнее, против тех, кто считает себя сторонником или почитателем этой новой волны политэмигрантов из РФ.
Поэтому ужесточающие закон о митингах поправки, в общем-то, не выбиваются из стройного ряда других норм законопроекта. Речь опять идет о сужении общественного пространства, которое можно было бы использовать для протестов. Но если мнения о запрете митинговать у зданий органов власти, наверное, еще могут быть разными, то по одной из проектируемых норм разноголосицы скорее всего быть уже не может. Потому что она, похоже, реально умаляет гарантированное в Конституции право на свободу собраний. Положение о том, что «дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, если это обусловлено историческими, культурными, иными объективными особенностями субъекта РФ», просто развязывает руки низовым госорганам для тотальных ограничений.