Столичный эксперимент по видеообщению адвокатов с подзащитными прекратила прокуратура. Фото УФСИН РФ по г. Москве
В Челябинской области организован доступ к видео-конференц-связи (ВКС) с СИЗО для защитников и их доверителей, которые находятся под стражей. Такой формат общения призван сберечь время адвокатов, избавляя их от необходимости часами ждать в очереди вывода подзащитного на свидание. Как напомнили эксперты, нехватка кабинетов для работы с обвиняемыми – это давняя проблема российских СИЗО. Теперь ее будут решать асимметричными мерами – по информации «НГ», сейчас по поводу ВКС-защиты готовятся поправки в законодательство. Без них эксперименты с цифровизацией заканчиваются по распоряжению прокуратуры.
Из-за огромных очередей в СИЗО бывали случаи, когда адвокатам приходилось бронировать места для работы в них за несколько дней, а потом регулярно приезжать к изоляторам на перекличку. Так что в адвокатуре достаточно много сторонников дистанционного общения с подопечными арестантами. Как сообщила «НГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ, вице-президент АП Московской области Светлана Володина, места для ВКС-свиданий уже успешно функционируют также в АП Санкт-Петербурга и Воронежской области.
Среди плюсов системы – быстрая связь, а значит, и моментальная передача информации, заранее известная дата, отсутствие очередей. Это дает существенное сокращение временных затрат, но есть и большой минус – например, если клиенту или защитнику нужно обменяться документами, то их передают отдельными письмами. Либо же приходится тратить время видеосвидания, чтобы проговаривать содержание документов устно. Но в целом, считает Володина, это очень востребованная инициатива, данный опыт, уверена она, нужно распространять по всей стране. Тем более что ФСИН готова поддержать здесь адвокатов, причем «безусловно, с учетом сохранения адвокатской тайны».
Вопрос о ВКС между адвокатами и подзащитными из СИЗО назрел давно, заявил «НГ» вице-президент Палаты адвокатов Самарской области, советник ФПА Дмитрий Тараборин. Если их общение станет более частым, то это повысит качество защиты. Однако, подчеркнул он, это должен быть «лишь вспомогательный инструмент», лишать защитников возможности личных встреч в СИЗО нельзя. Они по-прежнему будут необходимы как для совместного изучения или передачи процессуальных документов, так и для обсуждения наиболее важных вопросов. «Очевидно, что ВКС не способна гарантировать конфиденциальность общения. Напротив, такие беседы обязательно будут доступны для прослушивания заинтересованными лицами из числа сотрудников ФСИН или оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб», – считает Тараборин.
Как выяснила «НГ», в Москве система дистанционных свиданий была создана давно, но благодаря частным усилиям и финансированию со стороны коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры». Так что комната ВКС-свиданий с СИЗО была в их офисе. Как рассказал «НГ» председатель КА Евгений Корчаго, данная инициатива впервые была обсуждена в феврале 2020 года на встрече представителей адвокатуры со столичным уполномоченным по защите прав предпринимателей Татьяной Минеевой и начальником УФСИН Москвы Сергеем Морозом. «Дальше эту работу продолжила наша коллегия вместе с московским ФСИН», – пояснил Корчаго. По его словам, за счет адвокатов было установлено оборудование во всех СИЗО Москвы и в спецкабинете в здании коллегии, все это обошлось примерно в миллион рублей.
Корчаго напомнил, что именно ФСИН получает десятки жалоб на очереди не только от адвокатов, но и от следователей, а также множество нареканий со стороны проверяющих органов. Так что, по его словам, «ФСИН еще больше адвокатов заинтересована в том, чтобы снять с себя эту нагрузку». ВКС-свидание осуществлялось по телефонному аппарату, оборудованному дисплеем и камерой. Дверь отдельного кабинета была оборудована электромагнитным замком с доступом по отпечатку пальца. Как и в обычном СИЗО, сотрудники ФСИН наблюдали за общением по принципу «вижу, но не слышу» и, конечно, как полагается по закону, могли его быстро прервать в случае нарушений. Имелись даже специальные датчики, реагирующие на посторонние предметы и устройства в кабинете.
Менее технологичный механизм внедрили, например, адвокатские палаты Брянской и Воронежской областей – там разговоры ведутся через Zoom или Skype. Противники такой вынужденной цифровизации утверждают, что процесс общения «полностью контролируется силовиками», на что Корчаго отвечает, что это не так, ведь большая часть ВКС-свиданий уходит на обсуждение технических вопросов, неинтересных оперативным службам, которые к тому же и сейчас для прослушки очных встреч адвокатов с доверителями «имеют много технических возможностей и прекрасно этим пользуются». Короче говоря, по его мнению, видеосвязь никоим образом не заменяет, а лишь дополняет личные свидания: «Например, в Лефортово адвокаты вынуждены разыгрывать очередь на тотализаторе. Но это же ненормальная ситуация. А видеосвязь – это все же реальная возможность хотя бы немного разгрузить очереди в городах-миллионниках, где запись в СИЗО на недели вперед».
Однако в той же Москве эксперименты завершились тем, что столичная прокуратура вынесла ФСИН представление – дескать, в законе не предусмотрен подобный способ общения. Поэтому сейчас по просьбе адвокатов зампред комитета Госдумы по информационной политике Олег Матвейчев подготовил соответствующий законопроект. Речь идет о дополнении ряда статей УПК фразой «в том числе дистанционно с применением технологии видео-конференц-связи». Документ находится на рассмотрении экспертного совета «Единой России». Как говорится в пояснительной записке, «предусматривается правовое обеспечение дистанционного проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, с защитниками с применением технологии ВКС». Конструкцию и условия таких свиданий предлагается сделать по московскому образцу.
Свидания арестованных доверителей со своими адвокатами по ВКС при определенных условиях могут быть удобным дополнением к очным свиданиям, но ни при каких условиях они не могут их заменить, заявил «НГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, вице-президент АП г. Москвы, партнер КА Pen&Paper Вадим Клювгант. Например, заметил он, по ВКС вряд ли возможна совместная работа над документами и точно невозможна их передача. Также для того, чтобы ВКС-свидания стали реальностью, а не бутафорским реквизитом, нужна их доступность: «Когда выстраивается очередь адвокатов к единственному рабочему месту, а в СИЗО – очередь арестантов, которых выводят тоже к единственному компьютеру, то это, разумеется, неспособно изменить ситуацию в крупном или даже среднем городе». Однако все известные примеры, по его словам, пока именно такого свойства. Кроме того, наряду с доступностью должна быть надежно обеспечена конфиденциальность ВКС-свиданий, причем, с одной стороны, нужна защищенность самого канала связи от посторонних вмешательств, а с другой – невозможность доступа к разговору для сотрудников СИЗО и операторов связи. «Убедительного ответа на вопрос, может ли это сочетание условий быть реально обеспечено и гарантировано и если да, то кем и как, пока не дано. А если оно не обеспечено, то обсуждать на таких свиданиях можно погоду, светские новости, здоровье и школьные успехи родных. В крайнем случае – даты и время намечаемых процессуальных действий по делу, но никак не конфиденциальные вопросы защиты», – настаивает Клювгант. И, конечно, необходима законодательная легитимация такого формата адвокатской деятельности. «Резюмируя, можно сказать, что ВКС-свидания, безусловно, имеют право на существование, но как субсидиарный способ общения по ограниченному кругу вопросов. При этом они не снимут хроническую проблему перегруженности СИЗО и затрудненного – как объективно, так и искусственно – доступа адвокатов к своим доверителям, содержащимся под стражей», – подчеркнул эксперт.