До ковида и спецоперации дни голосования на любых выборах оформлялись в виде радостного события. Фото ТАСС
Как выяснила «Независимая газета», уже около десятка субъектов РФ, похоже, решили вернуться к традиционным методам завлечения на выборы. Тем, кто придет на участки или будет участвовать в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ), опять стали обещать сувениры, разнообразные конкурсы с призами и розыгрыши имущества различной ценности. Пока созданием атмосферы праздника занимаются в основном избиркомы. Региональные же власти все последнее время как раз сушили явку. Но, возможно, теперь они поняли, что несколько перестарались. И оппозиция видит, что идет подстегивание именно провластного электората. Эксперты подтверждают, что референдумный характер выборов не отменяется, а слегка корректируется в сторону оживления.
Так, Тверской избирком объявил о проведении конкурса «Фото_выборы2022» в ходе кампании по выборам депутатов гордумы административного центра и муниципальных советов. С 31 августа по 23 сентября в нем смогут принимать участие любители и профессиональные фотографы, творческие коллективы, фотостудии. Никаких ограничений нет, кроме одного: принимаются фотоработы, сделанные на активных участках в дни голосования.
В Орловской области комиссия объявила конкурс с названием «Мой взгляд на выборы». Избирком надеется, что «проведение конкурса поможет развитию творческого подхода к избирательному процессу у всех участников избирательных кампаний, а также сохранению и возрождению традиции участия в выборах всей семьей». За победу можно побороться в четырех номинациях: «Избирательное селфи», «Выборы в лицах», «Вместе на выборы» и «Почему идем на выборы?» Представить нужно не более трех работ, победителей в каждом виде будет тоже выявлено трое. Съемку следует сделать или на участке, или рядом с ним на улице, но так, чтобы было понятно, что это за участок. Понятно, что победителям всех таких фотосоревнований обещаны призы.
В Еврейской автономной области внимание пока было решено уделить лишь 18-летним избирателям, которые голосуют впервые. Им уже направлены приглашения на выборы, а к их приходу готовятся сувениры в подарок. Кстати, многие избиркомы за последние несколько дней провели работу именно с молодежью разного возраста. Например, в Тамбовской области прошел квиз «Твоя страна – твой выбор», участники интеллектуальной игры получили награды. Но понятно, что в этом деле всем еще очень далеко до Москвы, где, напомним, голосующим через ДЭГ устраивают уже традиционный конкурс «Миллион призов».
В общем, похоже, нынешним выборам хотят вернуть прежнюю радостную атмосферу, которая была до ковида, но пока не смогла вернуться на фоне спецоперации. Показателен тот факт, что пока за организацию будущих праздников берутся только избиркомы, тогда как на улицах городов и в региональных СМИ выборов мало. Разве что губернаторские кампании подсвечиваются более или менее равномерно. Кстати, в субъектах РФ, по общему экспертному мнению, до сих занимались делом противоположным – все сушили и сушили явку, доводя выборы из референдумного до плебисцитарного состояния. Так что есть вопрос: комиссии сейчас просто приступили к отработке положенных им методик или же власти все-таки поняли, что несколько перестарались и сокращаться стал провластный электорат?
Член федерального политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова считает, что ответ зависит от внутреннего электорального расклада в конкретном регионе: «Например, от того, допущены ли на губернаторские выборы такие кандидаты, от которых власть чувствует угрозу, или только технические кандидаты. Если есть перспектива второго тура, то тогда явка сушится максимально, а победа достигается за счет административного привода зависимых избирателей. Если же ничего подобного не наблюдается, то тогда почему бы не устроить пафосное шоу, обеспечив максимальную явку и, стало быть, убедительную победу?» И на выборах региональных и местных депутатов многое тоже зависит от расклада по округам – например, есть ли реальные конкуренты выдвиженцам власти. «Если в условиях неконтролируемого результата главное – это победа, то на контролируемых кампаниях власти важно показать консолидацию общества на фоне спецоперации. Конечно общего подхода для всей страны ждать не стоит», – объяснила «НГ» Слабунова.
Региональные избиркомы придумывают для избирателей стимулирующие конкурсы. Фото с сайта www.kamchatka-krai.izbirkom.ru |
Руководитель аналитического центра КПРФ Сергей Обухов, заметив, что технология превращения выборов в шоу старая и проверена временем, пояснил, что рассчитана она, конечно, на аполитичного и лоялистского избирателя. «Если бы власти захотели обеспечить по-настоящему большую явку, то допускали бы на выборы больше реальных конкурентов, повсеместно устраивали дебаты, дозволяли бы билборды – короче говоря, подстегивали бы интерес к выборам посредством яркой кампании и столкновения позиций», – пояснил он. Но пока такого не видно, идет отработка точечных заданий организаторам выборов по возгонке локальной мобилизации провластного избирателя. «Общая тенденция на сушку явки остается, расчета на массового избирателя как не было, так и нет», – уверен коммунист.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заметил «НГ», что избиркомы следуют давним традициям стимулирования явки. «Несмотря на многочисленные прогнозы о сушке, явка все же ожидается в пределах нормы. Но трудности у регионов есть, потому что выборы в основном идут бюджетные, экономные и при этом в регионах нет каких-то знаковых кампаний, которые через ТВ могли бы возбудить тонус избирателей», – подчеркнул он. При этом Мухин указал на косвенные факторы, которые, влияя на настроения людей, как раз и сушат явку – это спецоперация, санкции, поведение западных стран и т.д. Однако, по его прогнозу, регизбиркомы только вступают в борьбу за явку, а активизируются они на последних двух неделях. «Явка на выборах региональных и муниципальных – это один из показателей, это KPI, которым администрация президента оценивает эффективность работы губернатора. Поэтому, разумеется, региональным властям это важно», – отметил Мухин. А еще на настроения избирателей влияют и региональные проблемы, которые власть может развернуть себе на пользу, но и оппозиция – во вред власти. «Капризные регионы – это Москва, Питер, Екатеринбург, а сейчас еще добавятся Курская, Белгородская и Воронежская области. В то же время и ЛДПР, и СРЗП, и «Новые люди» все больше склоняются к популистским кампаниям. Только КПРФ пока сохраняет образ благообразной партии и, как и власть, не выходит за рамки традиционной кампании. Наверняка на этих выборах сюрпризы и повороты все же будут, у нас уже искушенный избиратель, который нередко голосует власти назло, чтобы вызвать и у нее повышение тонуса», – заключил эксперт.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев настаивает, что «приглашение на «праздник» рассчитано на избирателей либо политически девственных, либо на ту их часть, для которой выборы – это ритуал, традиция еще со времен советского детства». Однако он видит и желание у организаторов выборов «снять напряжение с электоральных масс, настроить их на позитив». При этом понятно, что такие действия, как конкурсы, шоу и розыгрыши призов, привлекут на участки явно не критиков власти или сторонников несистемной оппозиции, а скорее ту часть избирателей, которая часто остается дома, не имея четких политических предпочтений. «Но если уж она попадает на участки, то голосует за власть», – сказал эксперт. Между тем сушка протестного электората тоже стала своего рода традицией, для этого выборы и деполитизируются – отсутствие интриги, драматургии лишает оппозиционно настроенных избирателей самого смысла голосовать. «Власть стремится обеспечить явку обывателей, большинства, которое не задумывается об истинном смысле выборов, а, к примеру, стремится выиграть автомобиль. Это делается для легитимизации результата – выше явка, выше и результаты власти, то есть меньше затрат админресурса. Однако некоторые провластные избиратели начинают думать, что раз уже все за Путина и мы всех победили, то и смысла голосовать никакого нет. Таких приходится стимулировать, но рисков никаких здесь не возникает. Более того, сейчас на фоне спецоперации, конечно, есть и идущий сверху тренд: повышать социальное самочувствие посредством выборов, показывать, что страна живет нормальной жизнью. Вот поэтому в последние две недели регионы и активизируются, эту парадигму всенародного праздника, наверное, подхватят еще многие», – полагает Калачев.