Фото сайта cikrf.ru
Итоги голосования в 14 субъектах РФ, где 11 сентября избрали их глав, показывают, что федеральный Центр не ставил перед своими назначенцами морально-политических ограничений. Так что продолжился тренд на возврат к советскому электоральному прошлому. И хотя нерушимого блока партийных и беспартийных пока формально нет, выборы уже превратились в формальность. Стадия референдумов о доверии к власти в целом и плебисцитов о персональной поддержке позади, теперь речь идет лишь о собственных представлениях губернаторов о текущей реальности.
По результатам единого дня голосования вновь избранных высших должностных лиц условно можно разделить на три группы. Первую – и вовсе не многочисленную – составляют адекватные губернаторы, благополучно победившие на выборах по принципу 60% плюс.
Вторая группа также невелика – это своего рода скромники, решившие, что поддержка в 70% с лишним в наше трудное время все-таки не должна вызвать как возмущение, так и удивление. Однако большинство глав регионов, среди которых в основном врио губернаторов обоих призывов – осени прошлого года и весны нынешнего, оказались в третьей группе. В ней, очевидно, состоят любители всяческой фантастики – от вполне научной до фэнтези в жанре альтернативной истории. Именно эта категория частично подошла уже к планке в 90%.
Если посмотреть на итоги условного волеизъявления граждан в совокупности с показателями их явки на избирательные участки, то чемпионом по адекватности следует признать главу Удмуртии Александра Бречалова. С одной стороны, в республике не удалось окончательно засушить явку (37,5%), а с другой – на победном пьедестале лидера гонки написана цифра в 64,37%. Трезво оценил действительность и свердловский губернатор Евгений Куйвашев – 65,78% при явке в 28,5%. Третий участник пресловутого забега реалистов – это карельский глава Артур Парфенчиков (69,15% при явке чуть меньше 28%).
Середняки-скромняги оказались среди руководителей Кировской, Новгородской и Саратовской областей. Александр Соколов, Андрей Никитин и Роман Бусаргин сработали в примерном диапазоне от 72 до 77%. Причем данный результат показал имевший сильную федеральную поддержку и вовсе не новичок Никитин. Кстати, явка в этих регионах так и не упала за треть, а в Саратове и вообще достигла почти 54%, что стало вторым по стране показателем после Тамбовской области.
Именно врио тамбовского губернатора Максим Егоров еще поствыборной ночью мог стать чемпионом по отрыву от действительности, в ходе промежуточных подсчетов подскакивая за 90%. Однако в итоге у него все-таки второй номер (84,95%) после главы Бурятии Алексея Цыденова (86,23%). Еще один знаменосец иной реальности – это врио губернатора Томской области Владимир Мазур (84,94%). Его пример – другим наука в отношении того, как обстояли дела с курированием избирательных мероприятий в регионах на его прежнем месте работы в администрации президента. Чуть меньше оказалось у рязанского врио Павла Малкова, руководство Росстатом, судя по всему, остановило его от математического экстремизма (84, 55%). Остальные четверо лидеров выборных кампаний в своих регионах – Антон Алиханов (Калининград), Михаил Евраев (Ярославль), Юрий Зайцев (Марий Эл) и Александр Авдеев (Владимир) продемонстрировали от 80% с небольшим до почти 84%.
И главный вопрос ко всем ним, конечно, заключается в том, зачем им нужны, по сути дела, советские показатели электоральной поддержки. Если только для отчета перед Кремлем, то коллеги по губернаторскому корпусу показывают, что там принимают любые цифры, главное, чтобы они были победными. Если для возможного упоминания того или иного рекордсмена при разговорах в окружении первого лица, то уже давно замечено, что президент Владимир Путин не интересуется техническими подробностями выборов. Это видно хотя бы по тому, что его администрация спокойно разрешает регионам устанавливать планку выше достижений даже последней президентской кампании.
Быстрое приближение к прежней ситуации, когда действовал нерушимый блок партийных и беспартийных, таким образом, показывает, что по крайней мере губернаторские выборы фактически уже отменились сами собой, потеряв и референдумный, и плебисцитарный характер.