Продолжается активное обсуждение конфигурации президентской кампании 2024 года, к чему подключается все большее число экспертов и аналитических центров. Однако фокус дискуссии смещен: вместо перспектив участия президента Владимира Путина прорабатывается список кандидатов от оппозиции. Фактор же спецоперации и возможной отмены выборов из-за военного положения не затрагивается даже по касательной. Похоже, власти рассуждениями о будущей кампании, что приведет к рутинизации данного мероприятия, хотят снять излишнюю тревожность общества в отношении текущих событий. Необходимо показать, что жизнь в стране идет своим чередом, а СВО – это только часть большого плана.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов в докладе на форуме политтехнологов назвал возможных участников президентской гонки – 2024, которая намечена на 17 марта соответствующего года. Прогноз у АПЭК достаточно консервативный, как и перечень кандидатов: действующий президент страны, нынешний лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, от КПРФ – либо «традиционный» Геннадий Зюганов, либо его негласный преемник – зампред партии Юрий Афонин. От «Справедливой России – за правду» (СРЗП) эксперт видит одного из ее сопредседателей – Сергея Миронова или Захара Прилепина, или вообще Дмитрия Рогозина. От «Яблока» может пойти либо основатель партии Григорий Явлинский, либо ее нынешний лидер Николай Рыбаков. И наконец, не исключает Орлов, что от «Новых людей» может пойти или лидер партии Алексей Нечаев, или экс-мэр Якутска Сардана Авксентьева.
Напомним, что ранее глава «Клуба регионов» политолог Сергей Старовойтов сделал схожий прогноз, но при этом он с сомнением посмотрел на возможное участие «Яблока» из-за пацифистской позиции этой партии. Набор прочих кандидатов был почти схожим: кроме Путина, Слуцкого, Миронова, Прилепина, Афонина, альтернативы от «Новых людей», от коммунистов был назван еще и губернатор Орловской области Андрей Клычков. Впрочем, эксперт не исключил и появления еще целого ряда статистов.
Как писала ранее «НГ», раскручивать президентские выборы начали заранее (см. «НГ» от 23.11.22). И в Telegram-каналах подхватили обсуждение экспертов. Между тем обсуждение президентской кампании началось довольно рано, до избрания главы государства еще год и три с половиной месяца. При этом обсуждение кампании идет массированное, а акценты смещены с СВО и возможной отмены выборов из-за введения военного положения на поиск кандидатов оппозиции. Также политологи стараются публично не затрагивать трансферт власти и возможное выдвижение преемников вместо Путина. Партийные аналитики прокомментировали «НГ» эту любопытную ситуацию.
Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов пояснил «НГ»: «Полтора года – с точки зрения профессионалов, политиков и политологов, это не так много. Если обсуждение начато и рано, то совсем чуть-чуть. Это легко объяснимо: сейчас важно представить обществу интересную повестку. Об СВО говорить не приветствуется сверху, тем более если политологи сотрудничают с властью, думская и тем более партийная жизнь скучна. А пойдет ли президент на выборы, никто не знает – и потому этот вопрос не затрагивают». Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова заметила «НГ», что у раннего массового обсуждения будущей кампании есть комплекс причин. Во-первых, сверху, видимо, поступил указ переключать общество на другую повестку с темы СВО, поскольку в обществе нарастает какая-то непонятная тревожность, ее даже официальные социологи фиксируют. По этой же причине фактор СВО и не рассматривался в сценариях президентской кампании. Во-вторых, нужно показать обществу, что вся политическая жизнь идет по графику, а СВО лишь одно из ее ответвлений, это часть большого плана. В-третьих, сами выборы обещают управляться в ручном режиме, так что их конфигурацию и обкатывают заранее: «Очевидно, что предоставят классический набор кандидатов, а от «Яблока скорее всего никого не допустят». Слабунова увидела и четвертое основание в том, что «в стране сейчас ситуация с непредсказуемым будущим, многие строят мрачные прогнозы, а потому власти нужно перебить эти настроения, создав иллюзию демократии, и показать, что есть позитивное и предсказуемое будущее, расширить людям горизонты планирования».
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов полагает, что с политической точки зрения обсуждение начато вовремя, в любом случае ровно через год – официальное начало предвыборной кампании, в марте 2024-го лишь ее финиш. Год для планирования в политике – это не такой уже и большой горизонт. «В политических кругах известно, что в администрации президента, под руководством Александра Харичева, уже создана группа, занимающаяся вопросом президентских выборов. Они-то и обсуждают разные варианты, участие тех или иных кандидатов при разных сценариях. Например, если пойдет Путин, то это один сценарий – и возрастные кандидаты, чтобы его оттенить, если преемник – то это другой сценарий. И тогда это более молодые и менее известные кандидаты. Мы внутри КПРФ уже тоже вовсю обсуждаем возможных выдвиженцев, у нас рассматривается от 8 до 10 потенциальных участников», – подчеркнул он. Политологи, по его словам, действительно не затрагивают болезненных для власти тем, например, влияния СВО на политическую жизнь и выборы, хотя очевидно, что она внесла элемент непредсказуемости и возможность реализации разных сценариев. «Но сейчас АП и провластные политологи будут стимулировать к кампании тех, кто удобен власти. КПРФ это не касается, партия всегда сама определяет кандидатов. Коммунисты уже раз пошли по нетрадиционному пути, выдвинув перспективного Грудинина. И чем это закончилось, известно – кандидат получил поддержку, но подвергся преследованием», – отметил Обухов. Он полагает, что гадание на кандидатах будет только нарастать: «Во власти уже потихоньку отходят от темы «народной войны» и призывов «вставай страна огромная», но при этом понимают, что нужно предложить обществу достойную альтернативу для обсуждения. Поэтому, с одной стороны, СВО и ее ход, а с другой – выборы и возможные сценарии. И наши службы, и даже провластные социологи в последнее время фиксируют непонятные всплески тревоги, несмотря на окончание мобилизации. Поэтому, чтобы снять излишне нервозное состояние общества, происходит рутинизация СВО и всей политической жизни».