Лица без гражданства по закону могут получить особое удостоверение. Фото РИА Новости
Больше года назад заработали законодательные нормы, которые должны были помочь лицам без гражданства (ЛБГ) обрести в России легальный статус. Однако на практике апатридам по-прежнему приходится долго доказывать свое право на существование в стране – и не всем это удается. Часто непроходимые бюрократические преграды заканчиваются для ЛБГ справкой о переводе в разряд неустановленных личностей. По российской традиции соображения о безопасности государства являются доминирующими.
По закону временное удостоверение (ВУ) личности ЛБГ выдается сразу на 10 лет, позволяет его обладателю находиться на территории России легально, а главное – рассчитывать почти на такие же права и гарантии, что есть у россиян. Короче говоря, с одной стороны, выдача таких ВУ, чего правозащитники добивались около 20 лет, – это серьезная подвижка. Однако, с другой стороны, проблема безгражданства в целом так и не была решена.
По словам экспертов, отдельные апатриды либо просто выпали из-под действия закона, либо в соответствии с ним были отправлены на долгий путь доказывания самого того факта, что они действительно ЛБГ. Как рассказали «НГ» правозащитники, препоны начинаются, когда человек должен пройти процедуру установления его личности. Уже есть жалобы, что, хотя закон предусматривает на это три месяца, данный срок часто не соблюдается, более того, даже и не начинается. При подаче заявления человеку должны дать справку о регистрации документа с датой, от которой и начинается отсчет. Но под разными предлогами чиновники на местах стараются такую бумагу не выдавать. Еще один способ – потребовать консульские справки об отсутствии гражданства другой страны. Правозащитники утверждают, что это вовсе и не предусмотрено в законе, но если бы такая норма и была, то она никак не могла бы заставить иностранные власти или поспешить с подтверждением «негражданства» российского апатрида, или не проигнорировать подобный запрос. ВУ ЛБГ в России не могут и получить такие люди, которых вопреки их воле признали своими гражданами другие страны, хотя они, говоря официальным языком, утратили связь с государством исхода.
Кстати, закон изначально критиковался за отсутствие ответа на логичный вопрос: что, собственно, будет с теми, кто не сможет получить ВУ ЛБГ? Бывают ситуации, когда и у человека нет никаких документов, и сведений о нем нет ни в архивах, ни в государственных базах данных. Таким, сообщили правозащитники, уже стали выдавать заключения о неустановлении личности, по сути, обрекая их на постоянную жизнь вне правового поля.
Напомним, что апатриды как явление – чаще всего последствие распада СССР, когда какие-то советские граждане не сумели получить паспорта ни в одной из его бывших республик. Закон «О гражданстве РФ» вступил в силу в феврале 1992 года, россиянами стали считаться те, кто на этот момент был прописан на данной территории. А вот те, кто только переезжал на нее, оформляя документы, учился за пределами РФ или проходил там военную службу, выпали из-под нулевого варианта закона о гражданстве. Немало людей было лишено гражданства РФ и в процессе переоформления паспортов. Кто-то получил документы по суду, а кто-то так и остался без внятного правового статуса. Но еще больше тех, кто просто утратил действующие российские документы и потом не смог легализоваться, – среди таковых, к примеру, много бывших заключенных.
Наличие всех этих проблем подтвердил «НГ» эксперт по миграционным вопросам Асилбек Эгембердиев. По поводу же их причин он заметил: «Бюрократию в нашей стране еще никто не отменял». Например, отдельные чиновники убеждены, что человек должен самостоятельно доказывать отсутствие своей принадлежности к иной стране: тот идет за справкой в зарубежное учреждение, а там сообщают, что «выдают документы только по запросу госорганов». Но если справку из иностранного посольства и удается достать, то миграционные органы РФ придираются к ее оформлению и не хотят принимать. В общем, «бесконечно футболят», подчеркнул эксперт.
Как сказал руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин, проблема – в верховенстве внутренних инструкций над федеральными законами. Сама же по себе ситуация с апатридами не нова, и касается она десятков или даже сотен тысяч жителей РФ. Хотя руководство МВД в целом и главного управления по вопросам миграции в частности предпринимает массу усилий для ее нормализации, «бюрократический аппарат и общая негуманистическая правоприменительная практика это не позволяют». А причина кроется в отношении к людям как к потенциально опасным преступникам, почему вопросы безопасности всегда и превалируют над гражданскими правами. Но кроме перестраховки чиновников от возможных неприятностей, есть еще и банальная коррупция – и чем больше у людей сложностей, тем больше можно на них заработать денег. Поставнин при этом заметил, что как это ни удивительно, но на данный момент даже украинцы на территории РФ находятся в более выигрышном положении, чем те русские, которые когда-то давно жили в других странах. Для первых создано достаточно много каналов по натурализации, им проще получать российский правовой статус. Впрочем, заверил эксперт, бывших жителей Украины проблемы еще ожидают, поскольку и здесь инструкции для бюрократии важнее законов и указов самого президента.
ЛБГ в России будет только больше, допускает гражданский активист Алексей Егоркин, хотя бы потому, что «в период боевых действий, глобальной нестабильности и неопределенности всегда растет количество жертв этих обстоятельств». Утрачиваются документы, уничтожаются архивы, погибают или теряются свидетели жизни будущих ЛБГ, которым «подтвердить свою личность становится сложнее». По его мнению, уже очевидно, что в свете заявленной политики «своих не бросаем» необходимо разработать четкий механизм легализации ЛБГ. Эксперт предлагает использовать тот опыт работы с любыми беженцами, когда достоверность рассказа человека оценивается исходя из контекста, который известен госорганам. Это должен быть первый шаг, так что после выдачи ВУ человек обязательно должен проходить всестороннюю проверку, в том числе и усилиями спецслужб, а далее «такого человека необходимо поступательно курировать, мониторить его жизнь и социальный статус». Однако это требует серьезной работы, и тут перед чиновником сразу же возникает дилемма: не лучше ли такое проблемное лицо просто отфутболить? Как заметил президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров, сегодня законодательное регулирование зачастую доминирует над социальной справедливостью. И одними законами, убежден он, этого не изменить, а потому никогда «нельзя отдавать на откуп бюрократии судьбы людей».
Однако, считает доцент РАНХиГС, директор АНО «Академический альянс» Михаил Бурда, говоря о ЛБГ, находящихся на территории России, нужно озвучивать не только цифры, причем не абстрактные «много», а конкретные, и, конечно, причины того, почему эти люди имеют именно такой правовой статус. Он настаивает, что законодательство достаточно четко определяет процедуру вступления в гражданство РФ, есть механизмы легализации, связанные с оформлением ВУ ЛБГ: «Если механизмы работают не так эффективно, как хотелось бы правозащитникам, есть площадка Общественной палаты, где эта проблематика обсуждается регулярно, пусть выходят с инициативами». Сам он считает, что нельзя списывать все на нерадивость чиновников: «Конечно, случаются перегибы, но в целом они действуют в рамках регламентов и требуют те документы, которые положены». «Это вопрос непростой и технически, и юридически, ведь, таким образом, можно легализовать человека, дать ему новые документы, а он является преступником, заметающим следы», – пояснил он. Так что в целом, хотя ситуация с ЛБГ действительно сложная, «это говорит о необходимости ее проблемного рассмотрения властью, а не отмены проверок и повальной легализации».