Григорий Явлинский призывает общество вернуться в конец 80-х – начало 90-х годов. Фото со страницы партии «Яблоко» в «ВКонтакте»
Основатель «Яблока» Григорий Явлинский в публикации «Уроки года» раскритиковал нынешнюю политическую систему страны, но не предложил реальных выходов из сложившейся ситуации именно для избирателей. Им рекомендовано продолжать участвовать в политике, но не сказано, с какой целью. При этом все системные партии, считающие себя оппозицией власти, так или иначе уходят в прошлое – в том смысле, что не предоставляют гражданам актуальных рецептов изменений. Кто-то из них критикует текущую действительность, кто-то лишь вспоминает о былом.
«2022 год на практике показал, какую именно политическую систему создали в России. Эта политическая система неизбежно вела к тому, что произошло 24 февраля минувшего года», – заявляет Явлинский на старте своих размышлений о текущей ситуации в стране.
Основатель «Яблока», с одной стороны, в оценках резок и категоричен, а с другой – делает политкорректные в нынешних условиях умолчания: «Дело не в отдельной персоне во главе этой системы. Суть и корень проблемы – в типе политической системы современной России: неосталинистской, неототалитарной, основанной на слиянии государства, собственности и бизнеса». Впрочем, отсутствие в России разделения властей, независимого суда, реального парламента, независимых от государства СМИ, общественных организаций, влиятельных оппозиционных партий, профсоюзов он почему-то считает следствием этот политсистемы, а не причинами ее формирования.
Возможно, такой порядок выстроен Явлинским для того, чтобы не отвечать за свою долю участия в этом многолетнем процессе, но такая обратная последовательность сильно повредила логике всего политического заявления. Например, он утверждает: «Ушедший год наглядно продемонстрировал, что по крайней мере до тех пор, пока в стране не создано реально демократическое правовое государство, большинству граждан жизненно необходимо участвовать в политике». Напомним, однако, что «Яблоко» за последнее время не раз утверждало, что любое участие в политике не приносит своих плодов, если за этим не стоит конкретного политического субъекта, готового граждан организовывать в правильном направлении. Кстати, сама партия Явлинского от роли подобного организатора все чаще уклоняется, но ругает людей за неправильный взгляд на суть оппозиционной деятельности.
Поэтому-то, как следует из статьи «Уроки года», идеалами для Явлинского являются конец 80-х и начало 90-х годов, но понять, почему, из текста не удастся, поскольку его автор отвлекаются на критику бестолковых, по его мнению, или даже вредоносных соседей по оппозиции. А на избирателей он возлагает такие политические обязанности, с которыми, собственно, его партия как раз и не справилась. Вроде того, что «нужно было осмысленно использовать электоральные возможности – ходить на выборы (уж какие были), голосовать по совести, а не по схеме или по указке, разъяснять важность и смысл голосования максимально широкой аудитории, контролировать непосредственно сами выборы, добиваться реальных результатов».
Вообще-то среди системной оппозиции все чаще проявляется такое недовольство народом, который не исполнил тот или иной программный тезис какой-то партии. Недавно лидер КПРФ Геннадий Зюганов напоминал гражданам об их немалой вине в распаде СССР, но не рассказал о том, что сами левые сделали за 30 лет хотя бы для сохранения СНГ. Понятно, что статус оппозиционной политструктуры предоставляет для этого небольшой набор инструментов, но если не пользоваться даже им, то можно, как коммунисты, превратиться из почти большинства в Госдуме в рядовую фракцию. Заметим, что у КПРФ также имеется дефицит актуальных идей для электората, поскольку партийные тезисы о необходимости использовать советский опыт непонятны значительной части граждан, а властями просто отвергаются.
Конечно, есть еще технология, которую активно применяет «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП). Лидер партии Сергей Миронов настолько активно комментирует действующую повестку, что начинает казаться, что СРЗП – это точно актуальная оппозиция. Впрочем, и здесь случаются досадные сбои. К примеру, уже по традиции многих прошедших лет главный эсэр под конец длинных новогодних каникул заявил о недопустимости такого бездарного времяпрепровождения. И непонятно, какие же все-таки чувства он намеревался вызвать у граждан – вины или, напротив, злости на кого-то из руководящих верхов, которые хотят отнять даже праздники.