Геннадий Зюганов оппонирует Кремлю по поводу успехов спецоперации. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Коммунисты ужесточают критику власти. Этим занялись и радикальные союзники партии вроде Сергея Удальцова, и лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Но если он считает, что президент уже видит тупики капитализма, то координатор «Левого фронта» (ЛФ) сравнивает ошибки Владимира Путина с просчетами последнего российского императора. Дело в том, что страна никак не ляжет на курс входа в левый поворот, заявляют красные и вспоминают «Интернационал». У экспертов есть мнение, что в преддверии выборов КПРФ пытается разогреть хотя бы ядерный электорат.
Выступая 24 января в кулуарах Госдумы, Зюганов опять поставил под сомнение правильность курса страны. Он в очередной раз указал ей и властям путь налево, к чему КПРФ не устает призывать даже в рамках «донбасского консенсуса» с Кремлем.
«Без поворота к новому курсу, без справедливости и дружбы народов, без обновленного социализма Россия не выйдет из этого тупика. Поэтому надо помогать и поддерживать, реализовывать наши программы. Они честны, добросовестны, созидательны, имеют огромную историческую глубину и перспективу», – заявил лидер КПРФ. Но при этом сделал важную оговорку – дескать, президент уже понял, что капитализм зашел в тупик, да и лично многое сделал для укрепления государственности.
Союзники партии из того же ЛФ выступили с более радикальным «разбором полетом». Например, Удальцов опубликовал статью с многозначительным названием «Путин повторяет ошибки Николая II». Он отметил, что сейчас, во время спецоперации, среди отдельных сторонников социализма популярна теория «революции сверху». «Она заключается в том, что президент под давлением сложившихся военно-политических и экономических обстоятельств, не желая повторять ошибки Николая II в годы Первой мировой войны, неизбежно начнет давно назревшие реформы левого толка, чтобы обеспечить победу России», – пояснил Удальцов. Но он, как оказалось, не согласен с выводом, что в данный момент нужно сплотиться с властями и всецело им помогать.
«Если разобраться серьезно, то мы увидим, что через 11 месяцев после начала СВО каких-либо очевидных признаков «левого поворота» в действиях властей обнаружить при всем желании не получается. Таким образом, тезис о том, что развитие оборонной промышленности и укрепление армии автоматически будут двигать Кремль в сторону социализма, является наивной фантазией», – обострил свое рассуждение Удальцов. И по-революционному отрезал: «Неизбежное увеличение расходов на армию и оборонку власти намерены в первую очередь компенсировать за счет урезания социальных гарантий и усиления эксплуатации простого народа, что очень удобно делать в условиях чрезвычайщины и усиления репрессивной составляющей государства».
По мнению Удальцова, Кремль как раз отказывается от реализации программы КПРФ пункт за пунктом, например, «Единая Россия» «в Госдуме целенаправленно блокирует инициативы коммунистов». «И не забудем о том, что почти за год проведения спецоперации ни один представитель левопатриотической оппозиции не был приглашен для участия в высших органах власти, жесткая монополия путинцев-единороссов сохраняется», – констатировал он. Поэтому-то «надо отбросить все эти вредные и инфантильные иллюзии о том, что российское буржуазное государство, даже находясь под сильным внешним давлением, вопреки своей классовой природе добровольно начнет социалистические перемены».
Правда, тот вариант действий, который предлагается Удальцовым, не выглядит сколько-нибудь перспективным. Это опять все та же широкая коалиция левых и патриотических сил, которая должна уже в этом году максимально наращивать народное давление снизу, чтобы вынудить власти сдвигаться влево. Вроде бы такая коалиция уже имеется, но ожидаемого эффекта пока не видно. Предложение же о подготовке единого кандидата от левых к борьбе за пост президента в 2024 году звучит громко, но пока не отзывается на реальности. «Как говорится, никто не даст нам избавленья», – вспомнил Удальцов строки «Интернационала» в завершение статьи.
Показательно, что руководитель аналитического управления ЦК КПРФ Сергей Обухов уже высказывает опасения, что партию ждет новая атака со стороны власти за критическую речь Зюганова на первом заседании Госдумы 17 января. Тот выступил с призывом активизировать ход СВО, пока НАТО не усилило «украинский фронт борьбы» с РФ поставками современного оружия. «Кроме того, активно предрекают попытки переформатирования партийной системы в обозримом будущем», – тревожится Обухов, тем самым давая понять, что коммунисты не исключают такого воздействия именно на них.
Короче говоря, всплеск негативной критики от левых в адрес власти объективно заметен, осталось лишь понять, что его вызвало. То ли в КПРФ посчитали, что не получают бонусов от «донбасского консенсуса» с Кремлем, то ли просто усиливают протестную риторику всего лишь в предвыборных целях. Эксперты напомнили «НГ» о текущих проблемах коммунистов с электоратом: общепротестный избиратель почти ушел, патриотический – пока не подошел, а ядерный удивлен слиянием оппозиционной партии с властями.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что есть два параллельных процесса: Зюганов говорит о действиях власти в целом, делая это скорее ритуально, союзники же партии всерьез озабочены сложившейся ситуацией. «Потому что левая молодежь в самой КПРФ и среди союзников всерьез рассчитывала, что Кремль пойдет партии навстречу, но спустя год так и не наблюдают этого. Это вызывает разочарование у тех, кому не нашлось места в органах власти и депутатских креслах, то есть у многих», – отметил эксперт. По его мнению, консенсус с властью по большому счету не принес КПРФ очков – ни роста рейтингов, ни электоральных перспектив. «Ставка на патриотическую и ультрапатриотическую риторику в плане работы с избирателями себя не оправдала. В то же время коммунисты не хотят в год больших региональных выборов упускать своего уже ядерного избирателя, идеологически заточенного и недовольного действиями власти в социальной сфере. Также еще остаются протестные избиратели и та же левая молодежь, поэтому партия и вынуждена усиливать критическую риторику», – считает Калачев. Он понимает ситуацию так, что «критика молодежи и союзников КПРФ в адрес власти вполне искренняя, но она от разочарования тем, что стало понятно: в нынешней парадигме они если и смогут что-то изменить, то лет через 30–40». Хотя если представится такая возможность, то, конечно, красные радикалы подхватят власть, но сама КПРФ, по словам Калачева, вполне комфортно чувствует себя в нынешней системе и на эту власть не претендует. «Но базовая критика режима – это обязательная программа, перед выборами протестная риторика будет усиливаться», – сказал он.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что на самом деле коммунисты часто ругают власть и что даже в консенсусе у них такой статус, который это им позволяет. «Но если и звучит критика, даже жесткая, то она, как правило, безличная, имеет общий характер. Конкретных имен и должностей, как правило, не называют. Все начинается и заканчивается намеками в стиле «если кто-то кое-где у нас порой», – заметил эксперт. По его мнению, Кремль эту игру прекрасно понимает, одобряя КПРФ в роли «второго плохого» – ведь кто-то должен работать с той частью электората, которая поддерживает государство в целом, но ругает политику внутреннюю, особенно социально-экономическую. «У коммунистов есть ярко выраженный идеологический электорат и протестный. Поэтому они резко выступали по пенсионной реформе, экономическим мерам правительства и т.д. Власть смотрит на это сквозь пальцы, потому что на улицу левые массовые протесты не выводят, в условиях СВО отказались и от любого сотрудничества с несистемной оппозицией. Кремль рассматривает критику КПРФ как выпуск протестного пара», – подчеркнул Макаркин.