ФОМ по итогам своего регулярного соцопроса утверждает, что главным событием второй недели февраля впервые за год стала не спецоперация. Выявлено, что фокус внимания резко переключился на землетрясения в Турции и Сирии и их трагические последствия. О победах, связанных с СВО, а заодно и неизбежных трагедиях вспомнили менее чем по одному проценту респондентов. При этом ВЦИОМ присоединился к коллегам в утверждениях об укреплении на этом фоне рейтингов власти и системных партий. Правда, мнения о том, кто из последних поднялся, а кто упал, несколько различаются.
Руинизация турецких и сирийских поселений, многочисленные жертвы среди их жителей для участников очередного еженедельного опроса, как утверждает ФОМ, оказались более заметными по сравнению с разрушениями и людскими потерями, которые сопровождают спецоперацию. Поэтому-то по итогам второй недели февраля землетрясения назвали главным событием 33% респондентов. СВО собрала 31% общественного внимания России.
При этом стоит отметить, что 30% из них высказались о спецоперации в целом, а стало быть, менее чем по одному проценту заметили как отдельные успехи российских войск на линии боевого соприкосновения с украинскими подразделениями, так и неизбежные потери в составе противостоящих армий и среди мирных обывателей. Напряженные отношения РФ и Запада, работа структур и институтов власти, страхи перед повторением мобилизации и даже рост тарифов и цен – все это, по мнению провластных социологов, отмечается как важное исчезающее малым числом опрошенных. Исключение составили лишь газовые аварии в жилых домах, то есть происшествия с катастрофическими последствиями.
По-прежнему 36% респондентов не вспомнили никаких важных событий или, возможно, на всякий случай решили не сообщать своего мнения социологам. А те в какой уже по счету раз выявили, что участники опросов предпочитают давать на все их вопросы в основном те ответы, которые подсказывает телевидение. Возможно, заказчики исследований из высоких кабинетов действительно хотят теперь получать от исполнителей не срез настроений социума, а мониторинг степени влияния на умы средств госпропаганды. В этом смысле увод СВО в тень землетрясений выглядит попыткой проверить, что нужно дать информационному потребителю взамен в нужное время, когда или если потребуется, например, решительная смена медийной повестки. Выходит, что, к сожалению, это должна быть, скорее всего, сопоставимая по остроте контента картинка.
Остальные части социологических изысканий как ФОМа, так и ВЦИОМа вызывают уже скорее не столько интерес, сколько изумление. Скажем, как можно на фоне минимального внимания к действиям властей фиксировать рост рейтингов последних? Тем не менее, это происходит: ВЦИОМ, к примеру, утверждает, что одобрение деятельности президента выросло на один процент, составив теперь ровно 76%. Премьер в общем-то сохраняет позицию на своем уровне в 53%, видимо, потому, что небольшое падение в одной таблице компенсируется ростом к нему личного доверия. Понятно, конечно, что президенту доверяют еще мощнее, его показатель ныне поднялся до 79% с плюсом.
Согласно ФОМу, оценку «хорошо» работе президента стабильно дает 79% респондентов, тогда как графики, описывающие критиков и уклонистов, фактически сплелись в одну линию. Правда, доверие к президенту там пока не поднимают, оставляя прежние 76%, разнообразные цифры получаются у ФОМа и по отношению к председателю правительства. Зато электоральный рейтинг КПРФ после падения до 7% пару недель назад теперь опять поднялся на уровень 10%, а вот ЛДПР скатилась до 7%. Поскольку опрос проводился все-таки до встречи президента и главы Компартии, то сказанные ими друг другу хорошие слова вроде бы повлиять на мнение опрошенных не могли. Но ФОМ, выходит, заранее знал, что беседа пройдет в атмосфере дружбы и взаимопонимания. Кстати, ВЦИОМ предпочел оставить все парламентские партии в целом при своих показателях с легкими вибрациями по осевой линии.