Лидер партии Николай Рыбаков проводит инспекцию региональных отделений. Фото со страницы «Новосибирское яблоко» в «ВКонтакте»
Несмотря на линию федерального руководства «Яблока» сохранять партию до лучших времен, на низовом уровне с этим соглашаться не спешат. По крайней мере, именно так выглядит, скажем, намерение новосибирских яблочников участвовать в формировании участковых избиркомов. Появилась и инициатива наладить работу с семьями мобилизованных, а это значит, что политические пацифисты ищут возможность выхода на СВО-электорат. Эксперты отмечают, что вожди «Яблока» и рядовые активисты вряд ли расходятся в разные стороны в тех условиях, когда их партия консервируется самим ходом событий в стране.
Лидер «Яблока» Николай Рыбаков совершает поездки по региональным отделениям, на днях он как раз побывал и в Новосибирске. Сразу после этого местные яблочники развернули уже несколько подзабытую практическую активность. А именно: они не просто пригласили граждан к участию в наборе членов УИК с правом решающего голоса, но и выпустили по этому поводу политический манифест. Причем пока не ясно, согласован ли этот документ с руководством партии или это чистая самодеятельность.
Яблочники назвали пять причин для того, чтобы на ближайшие пять лет стать членами УИКов от партии. Во-первых, это позволит сохранить институт выборов, поддержать в рабочем состоянии его механизмы ради будущего, когда снова станут возможны настоящие конкурентные и демократические кампании. Во-вторых, приобрести опыт или сохранить прежние навыки по защите закона от избирательных технологий, что тоже пригодится в будущем. Третья причина уже чисто политическая – создать преграду «случайным или намеренным нарушениям», как и четвертая – «нельзя молча позволять политической машине творить беззаконие там, где еще можно сопротивляться без риска для себя, иначе в ее глазах молчание приравнивается к полному единодушному одобрению». Пятый тезис – необходимо расширять круг членов УИК с правом решающего голоса от демократической оппозиции после упразднения членов УИК с правом совещательного голоса, которые были основой системы наблюдения за выборами.
Низовая активность в «Яблоке» имеет и иные проявления. Скажем, московское отделение провело круглый стол Гендерной фракции партии по формам работы в условиях СВО. По поводу помощи не только украинским беженцам, но и родственникам мобилизованных российских солдат были высказаны различные точки зрения. Глава Гендерной фракции Галина Михалева пояснила «НГ», что было две точки зрения. С одной стороны, вроде бы семьям мобилизованных должно помогать государство, партии не следует в это лезть, а с другой стороны, государство людям не всегда идет навстречу, а следовательно, партия должна и с ними работать. Сама Михалева как раз является выразителем второй точки зрения, по ее словам, запретов на подобную деятельность со стороны руководящих органов партии не поступало, но и никаких рекомендаций – тоже. «Хотя по ТВ идет пропаганда, что семьями мобилизованных активно занимается власть, реальных настроений в обществе никто не знает. Соцопросы не дают развернутой картины, люди просто боятся отвечать, если их точка зрения не вписывается в государственную. А раз так, то партии в разных сегментах общества нужно вести разъяснительную работу», – подчеркнула она.
Между тем не до конца понятно, проявляется ли низовая активность яблочников вопреки воле руководства, взявшего курс на консервацию партии, или все же само это руководство пересмотривает прежнюю точку зрения. Эксперты отметили, что на «Яблоко» оказывают воздействие различные факторы. Например, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил: «Это нормальная партийная деятельность актива. Если она и не инициирована федеральным руководством, то никак не связана с установками, которые им обозначены». Эксперт пояснил, что даже в условиях консервации понятно, что нельзя запретить низовую активность, ведь тогда через какое-то время партия утратит даже минимальные политические и электоральные перспективы. Макаркин отметил два принципиальных момента для «Яблока» – это работа в законном русле и отказ от союза с радикалами: «Руководители ориентированы на то, что партию нельзя подвергать опасности, а именно, сотрудничать с несистемными политическими силами, например, навальнистами. Но никто из них не призывает давних сторонников не участвовать в выборах или не голосовать за партию. А раз так, то нужно поддерживать институт наблюдения и хотя бы какую-то работу с разными группами избирателей». Поэтому, по мнению эксперта, шаги партийцев вполне логичны: «Сейчас, как ни крути, почти вся политическая повестка связана с СВО и помощью семьям мобилизованных. Наверное, «Яблоко» пытается хотя бы как-то встроиться в мейнстрим, показать, что партия сочувствует российским семьям в отличие от радикалов-эмигрантов. И, кстати, если почитать статьи Явлинского, то в них партия, конечно, за мир, но не на любых условиях. Там нет позиции, что РФ должна проиграть. Как раз статьи основателя «Яблока» во многом пересекаются с позицией Си Дзиньпина: ни тот, ни другой не хотят, чтобы Россия проиграла, только китайского лидера у нас хвалят, а Явлинского ругают». При этом Макаркин считает, что и рисков особых здесь для партии нет, ведь даже такой заход на поляну власти воспринимается Кремлем равнодушно: у «Яблока» нет медиаресурсов для раскрутки, оно не привлекает авторитетных для провластного большинства лидеров мнения, а следовательно, не отбирает электорат у «Единой России». Кроме того, «Яблоко» не делает попыток организовать большие акции протеста.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Мобилизованные вместе с семьями – это потенциально большой электоральный сегмент, несколько миллионов человек. Если политическая сила хочет оставаться в актуальной повестке, то она в любом случае должна с ним работать. Наверное, попытка «Яблока» помогать семьям военнослужащих – это как раз заход на такой электорат, хотя, конечно, он в большей степени «окучивается» властью». Но ведь у нас бюрократический и неповоротливый госаппарат, напомнил он, то есть, в зависимости от того, как чиновники будут действовать, в этом сегменте будут появляться те или иные электоральные настроения – провластные или протестные. «Потенциально какая-то часть этого электората изначально протестная, любая партия, которая работает по социальной проблематике, может получить эти голоса. И «Яблоко» просто не сможет игнорировать новые реалии», – считает коммунист.