Как считают власти, чем меньше будет участков, тем более удобными они станут для избирателей. Фото с сайта www.orenews.ru
Центризбирком посвятил заседание 15 марта согласованию с регионами решений о перекройке границ избирательных участков в связи с изменением их числа как в большую, так, в основном, и в меньшую сторону. Этакий низовой «джерримендеринг», видимо, станет одним из трендов единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года. Второй – это расширение пространства дистанционного электронного голосования (ДЭГ), на что уже есть заявки от 25 субъектов РФ. Оба тренда идут под одним лозунгом об удобстве избирателя, но активно проявляемая властями забота скорее указывает именно на их интерес.
Глава ЦИКа Элла Памфилова своим выступлением в начале заседания подтвердила, что страну начинают загружать в выборную кампанию, которая состоится несмотря ни на какие обстоятельства. По ее словам, скорее всего предстоит самое массовое использование ДЭГ за те последние годы, когда это делалось в неком экспериментальном режиме. На середину марта заявки подали уже 25 регионов, а это значит, что до конца мая их может стать гораздо больше. Конечно, Памфилова предупредила, что Центризбирком будет внимательно смотреть на возможности и способности того или иного субъекта РФ в этой сфере, но вряд ли это сильно сократит колоду претендентов.
При этом следует обратить внимание на сам список заявителей на ДЭГ, там есть, например, Хакасия, где одновременно пройдут, кажется, все возможные выборы. Но это все равно меньше 350 тыс. избирателей. А вот в Крыму будут лишь довыборы депутата Госдумы в одном округе, однако это сразу 500 тыс. потенциальных участников ДЭГ. Наименее же понятно, зачем ряду регионов проситься в систему в связи с мелкими муниципальными выборами примерно в десяток тысяч человек. Судя по всему, это нельзя считать ничем иным, кроме как прогоном ДЭГ перед более существенными событиями. К примеру, выборами президента РФ в марте 2024-го.
Давно является общим местом, что ЕДГ-2023 станет генеральной репетицией перед этим ключевым политическим событием. Поэтому региональные кампании этого года ни в коем случае не могут быть отменены. Это было подчеркнуто в том числе принятым Центризбиркомом 15 марта решением о передаче уже выделенных в федеральном бюджете ассигнований комиссиям новых регионов – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Зампред ЦИКа Николай Булаев по ходу доклада привел любопытные данные, в том числе о штатной численности операторов и администраторов федеральных электоральных сетей. Но никаких комментариев, что будет с военным положением на этих территориях, уже традиционно не прозвучало.
Зато много времени было уделено перекройке географии избирательных участков. Этот низовой «джерримандеринг», как в США называют работу по подгонке границ округов под интересы одной из двух правящих там партий, буквально охватил власти субъектов РФ. И понятно, когда этим занимается Москва с ее высокой плотностью населения. Именно здесь и актуальна норма закона о возможности создавать участки с численностью выше 3 тыс. избирателей. Но на одном заседании ЦИКа было удовлетворено почти полдесятка подобных заявок – это, скажем, Калуга, Саратов, Липецк. В других регионах, правда, число участков все-таки увеличивают, однако, похоже, оба этих явления одного порядка. Тем более когда это объясняется заботой об удобстве избирателя, что уже звучало и при введении трехдневки, и при разрешении голосования на пеньках, и при массировании того же ДЭГ.