Владислав Кузнецов (третий слева) перед отъездом на Север из Луганска приобрел там особые навыки. Фото с сайта www.lug-info.com
Замена губернатора Чукотки Романа Копина на управленца с опытом работы в ЛНР Владислава Кузнецова выглядит как начало традиционного губернаторопада. Но одна отставка за три месяца до старта кампании может говорить о том, что кадровая политика приводится в соответствие с СВО-реальностью по принципу не трогать то, что как-то функционирует. Но уже ясно, что пребывание на новых территориях помогает продвижению.
В ночь на 16 марта президент Владимир Путин назначил Кузнецова врио главы Чукотки вместо ушедшего по собственному желанию Копина – старожила губернаторского корпуса. Ранее Кузнецов несколько месяцев занимал пост первого зампреда правительства ЛНР. А еще на встрече с назначенцем Путин отметил и его опыт в бизнесе, тот когда-то работал на руководящих должностях в структурах нефтегазохимического холдинга «Сибур».
Однако после того в портфолио Кузнецова и служба в административных структурах разных регионов.
Копин уже попрощался с властями и населением автономного округа, который он возглавлял 15 лет, сменив на этом посту крупного предпринимателя Романа Абрамовича. Фактически, как говорили тогда, настоящий «начальник Чукотки» просто в какой-то момент передал власть там своему управляющему. Поэтому теперь появились рассуждения, что представитель одной бизнес-группы не просто так меняется на другого. Мол, возможно, это связано с теми или иными их позициями по отношению к спецоперации. Однако скорее всего данные соображения если и имели место в Кремле, то вряд ли они были ключевыми.
Судя по всему, чукотский кейс следует рассматривать в разрезе двух позиций. Первая: является ли это началом губернаторопада, то есть замены не самых эффективных региональных управленцев в преддверии как единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года, так и последующих выборов президента? Вторая – показывает ли назначение Кузнецова на возникновение нового кадрового лифта для чиновников в виде обязательного пребывания на новых территориях?
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ», что «массовых новых отставок точно не будет, но кого-то могут заменить, время на то еще есть». Он напомнил, что середина – конец мая – это крайний срок для назначенцев в этом выборном цикле. «СВО заставила руководство страны отодвинуть на второй план проблемы кадровых ротаций, даже если есть претензии к отдельным главам», – подчеркнул Обухов. Но он не склонен это связывать с будущими президентскими выборами, по его мнению, власть не опасается за их результат. Между тем коммунист подтвердил, что СВО все-таки формирует новые кадровые лифты: всего три месяца работы в ЛНР как бы доказывают эффективность управленца.
Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов, напротив, уверен в череде новых отставок. Поскольку страна все больше встает на мобилизационные рельсы, то нужны кадры, успешно работавшие в сложной обстановке: «Спецоперационные времена требуют спецоперационных управленцев. Особенно в этом нуждаются приграничные территории, такие как Белгородская, Курская и Брянская области». Но все-таки, предположил эсэр, появления управленцев из военной касты вряд ли стоит ожидать, в начале 2000-х таковые уже показали свою неэффективность для гражданской жизни.
Политолог Николай Миронов пояснил «НГ»: «В нынешней политической ситуации ротация губернаторов не является одной из основных целей для Кремля. Главное сейчас – это стабильность госуправления. А оно на всех уровнях в целом выстроено – и, по оценкам власти, достаточно эффективно. Поэтому, чтобы человек ушел с поста главы региона, нужно либо его большое желание, либо серьезные ошибки, которые не могут быть проигнорированы федеральным Центром. Так что, наверное, массированных плановых отставок не стоит ожидать». Более того, считает эксперт, ротацию власти в отдельных субъектах РФ Кремль может провести не через отставки, а через поражение на выборах, когда против неугодных выставят сильных кандидатов. Работа же в новых регионах, считает Миронов, создаст преимущество претендентам как на региональные, так и на федеральные посты только в совокупности с их общим бэкграундом.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подчеркнул, что Копин – это уникальный случай хотя бы потому, что подобных долгожителей на постах глав регионов почти не осталось: «За это время он действительно устал, его отставка явно носит плановый характер. Его сменил технократ, хотя и немолодой, но ключевую роль тут сыграла работа не в нефтегазовой отрасли, а в ЛНР. То есть это назначение человека, отличившегося в СВО». Поэтому можно сделать вывод, что новые регионы становятся кадровым лифтом для госуправленцев, то есть их надо иметь в послужном списке. «Как ни крути, окончательное решение принимает президент, и для него это может стать ключевым аргументом, чтобы того или иного человека поднять в иерархии», – отметил Калачев. Он подтвердил, что все же Кремль в последние годы не озадачен кадровыми перестановками, так что отставку Копина пока все-таки нельзя считать началом тренда. По его мнению, могут быть буквально точечные решения: «В «группе риска», скажем, магаданский губернатор, который уже четыре года – объект нападок со стороны местных элит. Не самые прочные позиции и у губернатора Ивановской области, также на карандаше явно и глава Якутии». Также есть вероятность ротации в Красноярском крае. Однако Калачев сомневается, что в СВО-реалиях Кремль будет пристально смотреть на электоральные перспективы глав регионов, то есть вряд ли будут большие кампании, когда тех, кто с низким рейтингом, загодя меняли на новых. «В принципе трудно за короткий срок показать чудеса управления. А стало быть, чем назначение позже и ближе к выборной кампании, тем лучше. Важно не испортить образ будущего и ожидание перемен к лучшему. Грубо говоря, нужно, чтобы новый глава не успел облажаться. Время для разгона было в тучные времена», – подчеркнул он.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ», что предсказывать кадровую политику Кремля – это занятие неблагодарное: «Представления лежат на нескольких губернаторов, но их отставки скорее всего будут растянуты по времени, они не будут пакетами». При этом он обратил внимание, что вопреки всеобщим ожиданиям политика Кремля в отношении регионов в период СВО стала не жестче, а мягче, губернаторам уже не ставят на вид так жестко их ошибки, их конструктивно критикуют, дают время на исправление недочетов. Скорее всего изменился подход и к веерным отставкам, привязанным к сезонам. Теперь решающим фактором будет эффективность губернатора: вытягивает он ситуацию или нет, причин же менять губернаторов в контексте элитной конкуренции теперь нет. Мухин предположил, что весной новых отставок не будет, случай Копина – уникальный. «Но деньги на это я не поставлю», – добавил он. Впрочем, отставки теперь точно будут менее привязаны к временам года. А стало быть, дедлайна для них больше не существует, из-за СВО от прежних подходов и циклов в кадровых решениях федеральный Центр скорее всего откажется. Что же касается Кузнецова, то «безусловно, человек, отработавший в условиях новых регионов, становится универсальным солдатом, которого можно бросить на разные кризисные участки в другие субъекты».