Горсовет Новосибирска собирает публичные слушания, результат которых предрешен. Фото с сайта www.gorsovetnsk.ru
В Новосибирске 11 апреля должны пройти публичные слушания по изменению устава города об отмене прямого избрания его главы. «Яблоко» продолжает настаивать на недопустимости этого, от себя предлагая проводить выборы депутатов горсовета по смешанной системе, а мэра – по принципу абсолютного большинства, как губернаторов или президента РФ. Похоже, к этой светлой ностальгии по электоральной свободе 90-х годов присоединяются и в КПРФ законопроектом о разблокировке федеральных референдумов.
Новосибирское «Яблоко» настаивает на сохранении выборности мэра непосредственно горожанами чисто по политическим причинам, ведь областной закон об отмене данной нормы уже принят. Оппозиционеры еще и пытаются поймать власть на ее же аргументах о том, что все должно делаться в интересах избирателей.
Напомним, что, когда Заксобрание Новосибирской области принимало новые правила выборов глав муниципальных органов, в «Единой России» приводили традиционные для всех регионов страны доводы о нежелательности сохранять политический статус мэра. Мол, в нынешние времена это должна быть должность хозяйственника. А раз так, то тогда зачем тратить средства на организацию голосования? Дешевле будет выбирать теми же депутатами, которых народ и направил во власть.
Кстати, эти депутаты в результате изменений устава Новосибирска еще трехлетней давности как раз и стали более «народными». В горсовете перед его обновлением в 2020 году была полностью исключена квота для партийных списочников. Сейчас все 50 человек избираются по округам, через которые, правда, во власть смогли прорваться несколько радикальных несистемщиков. И теперь тех из них, кто убежал за границу, будут лишать мандатов. В «Яблоке», судя по всему, намекают и на данный факт, предлагая вернуть равномерно смешанную пропорционально-мажоритарную систему: одни 25 мест – для партсписков, а другие 25 – для одномандатников. Видимо, чтобы не создавать обширной почвы для пресловутых «умных голосований».
При этом, конечно, жаль, что яблочники не стали распространять и на одномандатников тот принцип абсолютного большинства, что предложен для мэра. Потому что тогда бы это стало полномасштабной ностальгией по выборам в обстановке электоральной свободы, которая возникла в конце 80-х годов, сложилась в середине 90-х и продолжалась почти до конца того десятилетия. К такой ностальгии ныне, похоже, готова присоединиться и левая оппозиция. Например, КПРФ какое-то время назад представила в Госдуму проект своего Избирательного кодекса, представляющего собой свод правил, очищенных от наслоений «диктатуры закона» и «суверенной демократии» начала 2000-х.
Теперь же в базе данных нижней палаты появился не менее любопытный документ. Его единоличным автором выступила депутат-коммунист Анжелика Глазкова – супруга лидера движения «За новый социализм» Николая Платошкина. Она предлагает вырезать из конституционного закона о референдуме РФ всевозможные запретительные положения. По ее мнению, действующая редакция ограничивает «это высшее выражение власти народа, вводя ничем не обоснованные ограничения на сроки проведения референдума, затрудняя сбор подписей для проведения референдума, сужая перечень вопросов, которые могут быть вынесены на референдум».
Для этого Глазковой планируется отменить норму о невозможности проводить референдумы как в последний год полномочий президента и Госдумы, так и по вопросам об отставке главы государства или роспуске парламента. Требование собрать для регистрации инициативной группы 2 млн подписей граждан за 45 дней заменяется всего-то на 500 тыс. автографов, но за 60 дней. Депутат также настаивает, что жесткие сроки как раз необходимы для тех госорганов, которые проверяют или утверждают народную инициативу. Например, для Конституционного суда, который сейчас может проводить свою экспертизу для одобрения выносимых на референдум вопросов без ограничений по времени.