Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий вместе с коллегами предлагает Госдуме одуматься. Фото с сайта www.ldpr.ru
Новую неделю апреля думская фракция ЛДПР начала с очередного транша своих законодательных инициатив. Группа депутатов во главе с лидером партии Леонидом Слуцким на этот раз предложила достаточно простые решения не самых важных проблем страны, однако с весьма громким медийным содержанием. При этом все замыслы ЛДПР последнего времени объединяет один признак – предполагаемая популярность у населения, хотя одновременно она, конечно, наращивает и рейтинг своей деловой активности. Вопрос о том, будут ли в итоге приняты какие-то проекты или нет, видимо, даже и не стоит.
Взять хотя бы заранее анонсированное предложение об отмене штрафа за небрежное хранение паспорта гражданина РФ, которое привело к утрате документа. ЛДПР рекомендует оставить наказание только за его умышленную порчу или уничтожение, что уже вызвало жесткое недовольство правительства. Вице-премьер Дмитрий Григоренко с возмущением указал, что разве можно отменять как раз наказание за небрежность, которая установлена постановлением кабинета министров. Фракцию Слуцкого упрекнули в том, что ее инициатива приведет к нарушению системной взаимосвязи регулятивных и охранительных норм права.
Проблема в том, что оба правонарушения караются одним и тем же штрафом в диапазоне от 100 до 300 руб. То есть должностное лицо миграционного отдела полиции может проявить милость, скостив человеку сотню-другую, но такие решения всегда будут субъективными. Впрочем, дозволенная экономия не спасает никакого гражданина от уплаты госпошлины за новый паспорт в размере 1,5 тыс. руб. Элдэпээровцы указали в пояснительной записке, что за небрежность не следует карать настолько весомо. Но, понятное дело, исполнительная власть не собирается отказываться от таких доходов, что называется, из воздуха.
По двум другим законодательным предположениям ЛДПР, которые одно за другим 17 апреля появились в базе Госдумы, правительственное мнение пока не известно. Слуцкий вместе со своими коллегами настаивает на том, чтобы Жилищный и Градостроительный кодексы РФ не менялись по ходу дела. Корректировку этих актов следует проводить только в непосредственно им посвященных законопроектах, а не в пресловутых «братских могилах». С таким черным юмором на Охотном Ряду обозначают ту работу, когда одним документом с ничего не означающим общим названием депутаты могут изменить несколько десятков, а иногда и под сотню действующих законов разом.
ЛДПР приводит по двум выбранным ею кодексам удручающую статистику. Например, с 2005-го по 2023 год Жилищный кодекс менялся 116 раз, из которых прямых изменений с соответствующим названием было лишь 59. Разоблачается и другая технология, активно применяемая думцами, – это когда первоначально законопроект концентрируется на узкой теме, но во втором чтении превращается в максимально широкий. «Такие законопроекты не получают должной, объективной правовой оценки, и, как следствие, принятые законы могут создать угрозу ущемления прав, свобод и законных интересов граждан и других участников жилищных правоотношений», – говорится в пояснительной записке. Что касается Градостроительного кодекса, то тот за аналогичный период корректировался 157 раз, но прямо – только в 56 случаях. В общем, фракция ЛДПР делает принципиальный вывод о том, что с таким типом законотворчества пора заканчивать.
Однако именно на этом – на хитросплетениях проектов законов и действующих норм, что позволяет оперативно принимать нужные наверху решения, и выстроена практическая деятельность Госдумы. Так что и данные инициативы ЛДПР вряд ли будут одобрены парламентским большинством, которое еще и упрекнет эту системную партию в следовании популизму и стремлении дешево повысить свой рейтинг деловой активности.