Фото сайта ru.usembassy.gov
Госдума пока не установила график рассмотрения пакета по иноагентам, в который вошли пять межфракционных инициатив. И вряд ли возникшая пауза связана только с отъездом депутатов в регионы. Возможно, причина в том, что по самому ключевому проекту пока не сформулировано мнение правительства РФ. Смысл данной поправки в том, что Минюст должен будет вести контроль уже не за самими иноагентами, а за соблюдением законодательства о борьбе с ними. Обязанность вести ее распространяется на все общество, а тех, кто проявит неосторожность или слабость, подвергнут наказанию.
Внесенные 26 апреля в Госдуму от имени комиссии по противодействию иностранному вмешательству законопроекты, судя по базе нижней палаты, как бы зависли на входе. На следующий день они так и значились нерасписанными по профильным комитетам. С одной стороны, депутаты сейчас в Москве формально отсутствуют, у них региональная неделя. С другой стороны, это обычно никогда не мешало аппарату Охотного Ряда действовать в соответствии с регламентом.
Возможно, что дело действительно в том, что если корректировки Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях сопровождаются официальными отзывами правительства, то под ключевыми законопроектами пакета по иноагентам их нет. И, конечно, показательно, что прежде всего без оценки кабинета министров остались изменения базового нормативного акта – «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Этот документ совсем недавно заменил и даже кодифицировал прежнее множество различных требований к иноагентам и введенных для них ограничений.
А основополагающая поправка к этому закону в самой первой его статье сформулирована таким образом: «Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физические лица независимо от их гражданства или отсутствия такового при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента, указанные в статье 11 настоящего федерального закона. Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства РФ об иностранных агентах, в частности настоящего федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов». Напомним, что указанной ст. 11 была полностью дезавуирована риторика власти предшествующих лет: дескать, статус иноагента – это не наказание, иноагентов никто не запрещает, они лишь должны уведомлять государство о своем существовании. Так вот в новом законе это все было опровергнуто, на иноагентов было наложено около двух десятков рестрикций самого разного свойства.
Теперь же они зеркалятся на все российское общество, которое обязано будет внимательно следить за тем, не ходит ли где рядом иноагент. Судя по всему, логика тут будет простая: выявил иноагента, сообщив, куда следует, значит, все сделал правильно, а если проявил неосторожность или слабость, вступив с иноагентом в контакт или вообще взаимодействие, – читай соответствующие статьи КоАП и УК. Именно данную новацию и сопровождает сделанное по всему тексту закона уточнение, что Минюст теперь будет осуществлять контроль не за самими иноагентами, а «за соблюдением законодательства об иностранных агентах».
Скорее всего именно для этого пока не распечатанным остается реестр физлиц, аффилированных с иноагентами. Это те, кто пока еще не дозрел до серьезного статуса, но уже попал под подозрение и профилактику. Кстати, еще одна инициатива из депутатского пакета – это запрет россиянам сотрудничать с иностранными неправительственными организациями, которые пытаются действовать в стране на нелегальном положении или под прикрытием. Вкупе с вышеназванной поправкой это, как представляется, приводит к выводу о возможном массировании чисто пятничных решений Минюста до ежедневного пополнения иноагентских реестров.