Процедура проверки подписных листов давно стала фильтром против кандидатов-самовыдвиженцев. Фото PhotoXPress.ru
Не только парламентские оппозиционные партии и их спойлеры первого эшелона готовятся к избирательным кампаниям этого года. 10 сентября пройдут выборы губернаторов и депутатов заксобраний, однако еще больше мандатов разыгрывается на уровне гордум и муниципальных советов. Этот самый нижний этаж власти по традиции продолжает привлекать несистемщиков из либерального лагеря оппозиции. Легальную их часть представляет «Яблоко», различные течения несогласных занялись собственными небольшими проектами. Эксперты отметили, что такие активисты правильно надеются на «дыры» в админресурсе, которые остаются даже в условиях забетонированной политсистемы.
Единственная официальная партия, не входящая в провластный консенсус, – «Яблоко» хотя и подвергается гонениям за свою пацифистскую позицию, но не забывает о выборах. С середины весны возобновились занятия в электоральной партшколе. На сайте «Яблока» сообщается, что очная подготовка кандидатов, волонтеров и членов штабов нацелена на кампании в Новой Москве, где будут выбирать муниципальных депутатов в 13 поселениях. Первую лекцию «Выборы-2023. Политические задачи избирательной кампании. Как начинать подготовку к выборам» там прочитал председатель «Яблока» Николай Рыбаков.
Несмотря на ограничения, введенные в драконовских законах, начала понемногу поднимать голову и полузапрещенная несистемная оппозиция со своими предвыборными проектами. Например, «Штаб кандидатов» опять объединяет усилия с партией «Гражданская инициатива». Эта платформа уже подобрала кандидатов для той же Новой Москвы и ряда подмосковных муниципалитетов, а также для выборов в гордумы Архангельска, Белгорода и Великого Новгорода. Напомним, что данная команда появилась в прошлом году, выдвинула в столице более 50 человек, 31 из которых прошли этап регистрации, а двое даже были избраны.
За проектом стоят экс-яблочники, его основатель Дмитрий Кисиев целью называет «сохранение института независимых муниципальных депутатов» без акцента на их идеологических взглядах и привязки к округам. Лидер «Гражданской инициативы» Андрей Нечаев, подтверждая, что усилия предстоит сосредоточить на местных выборах, тем не менее указывает, что есть намерения попытаться прорваться и в заксобрания – к примеру, Владимирской области, Калмыкии, Ненецкого АО. В своих соцсетях он уже разместил соответствующий призыв: «При всех обоснованных претензиях к российским выборам активное участие в них демократических сил – главная альтернатива революционным потрясениям. Призываем демократические силы преодолеть прошлые разногласия, во многом связанные с личными амбициями лидеров, и выступить единым фронтом на выборах всех уровней, включая будущие выборы президента».
Экс-кандидат в Госдуму от КПРФ, доцент МГУ Михаил Лобанов тоже уже объявил о продолжении своего проекта «Школа ВыДвижения». Первый обучающий модуль пройдет онлайн с 27 мая по 10 июня. «Сегодня мы продолжаем работу над нашей долгосрочной политической стратегией, а в ней активизм и борьба идут рука об руку с осмыслением окружающей действительности через призму современных общественных наук», – пояснил он в соцсетях. Кстати, в одном из недавних интервью Лобанов предположил, что в стране «впервые возник потенциал предреволюционной ситуации».
Политэмигрантские круги оппозиции, которые ранее прорывались на российские выборы сразу несколькими потоками, теперь эту затею бросили. Разве что Юлия Галямина (признана в РФ иноагентом) опубликовала заявление Земского съезда «Об участии в выборах в 2023 году». «Это будет вторая крупная избирательная кампания после начала СВО. Политический пейзаж за последний год сильно изменился: жестокие репрессии, военная цензура, выдавливание из страны независимых демократических политиков, разгром правозащитных организаций. Однако, пока существует институт выборов в России со всеми его ограничениями и недостатками, остается возможность участия в этой процедуре. Земский съезд считает важным участие в выборах в сентябре 2023 года и поддержит тех кандидатов, кто готов отстаивать идеи мира, демократизации, свободы, федерализма, сильного и самостоятельного местного самоуправления», – говорится в этом документе.
Между тем вообще-то не очень понятно, для чего при нынешней забетонированной политсистеме кому-то нужно тратить время и силы для попыток поучаствовать в муниципальных выборах, даже условная победа на которых просто поставит активиста в ситуацию одиозного для власти и коллег-депутатов одиночки. Член политкомитета «Яблока», депутат Заксобрания Карелии Эмилия Слабунова пояснила «НГ»: «Оппозиция, и в лице нашей партии, и гражданского общества, идет по законному пути. Осталось мало каналов для работы с избирателями, для демонстрации своей позиции по политическим, экономическим, социальным вопросам и альтернативы кандидатам от власти». По ее мнению, шансы для избрания в муниципальные и даже региональные органы есть – скажем, в столице Карелии Петрозаводске «Яблоко» восстановило фракцию в горсовете. «Конечно, шансов избраться немного, учитывая тотальное присутствие кандидатов ЕР, но они есть», – уверена Слабунова. При этом она одобрила и нынешние непартийные проекты в поддержку кандидатов, предположив, что в них могут принять участие не определившиеся пока со своей позицией граждане: «Видимо, эти люди еще не решили, от кого выдвигаться, но уже решили обучиться тому, как представлять эту политическую позицию». Однако тезис того же Лобанова о «предреволюционной ситуации» Слабунова все-таки не подтвердила, по ее словам, этого не видно: «Хотя, конечно, протестные настроения растут, но пока они могут выливаться только на избирательных участках».
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ», что теперь есть два вида неформальной политактивности. В первом случае это проявление одной из форм админресурса и «договорняков», когда, скажем, «кандидаты какой-то небольшой партии выдвигаются в в округах, расчищенных от ЕР». Во втором же случае в дело действительно вступают несогласные с общегосударственной линией оппозиционеры: «Не надо забывать, что, несмотря на консенсус в обществе по СВО, есть прослойка в 15–20%, которые не приемлют ни саму СВО, ни нынешнюю политическую ситуацию. Именно их внимание пытается привлечь «Яблоко», также под эту аудиторию создаются и разные новые бренды». И Обухов считает, что даже в текущей обстановке кое-где такие кандидаты могут проскочить: «Конечно, в ряде регионов есть ощущение, что все забетонировано. Но любой административный ресурс имеет дыры, через которые где-то пройдет «Яблоко» как известный бренд, а где-то самовыдвиженцы». Но коммунист также отверг предположение Лобанова, отметив, что тот вообще не обществовед. «Один из признаков предреволюционной обстановки – запредельная политизация общества, а у нас этого явно нет. У нас ровно наоборот: низы не хотят, а верхи не могут», – подчеркнул Обухов. И пояснил, что нынешняя обстановка характеризуется двумя противоположными трендами: с одной стороны, полная апатия, а с другой – крайнее раздражение и повышенная активность.