Коммунист Сергей Гаврилов предлагает закрыть лазейки для торговцев храмами. Фото с сайта www.duma.gov.ru
В Госдуму группой депутатов внесена инициатива по наведению порядка с оборотом имущества религиозного назначения, которое принадлежит государству, но передано какой-то конфессии. Предлагается запретить приватизацию такого имущества и объявить большинство подобных сделок ничтожными задним числом. А именно – с 2010 года, когда появился закон о реституции. Будущую правовую установку, похоже, можно считать повторной клятвой государства о приверженности этой политике, которая в последнее время стала выглядеть иногда выходящей и за рамки здравого смысла. Нынешний проект – это, возможно, еще и попытка обезопасить почти безграничную реституцию от стяжательских покушений религиозных чинов. Иными словами, власть помогает духовной сфере оградиться от материальных скандалов.
Инициатива, объединившая поправки к закону о приватизации госимущества и к закону о свободе совести, является межфракционной. Из этого следует, что законопроект скорее всего будет принят, хотя, возможно, не на днях и не в первозданном виде. Основная его идея точно так или иначе будет проведена в жизнь. А она заключается в почти полном запрете на приватизацию посторонними, в том числе частными лицами, материальных ценностей, которые государство передает религиозным организациям в пользование или собственность.
Группу депутатов – авторов такого предложения возглавляет председатель комитета Госдумы по земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (КПРФ). Вместе с ним подписи под документом поставили вице-спикеры ГД от «Единой России» Анна Кузнецова и Петр Толстой, вице-спикер от «Новых людей» Владислав Даванков и лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Судя по всему, автографа представителя от пятой фракции – «Справедливой России – За правду» (СРЗП) можно ожидать в процессе обсуждения. Само же оно начнется как раз в том профильном комитете, которым и руководит Гаврилов, известный в качестве одного из главных парламентских лоббистов интересов Русской православной церкви (РПЦ).
Правда, в подборке документов, находящихся в базе нижней палаты, отсутствует отзыв правительства, без которого думское законотворчество крайне затруднено. Скорее всего, однако, исполнительная власть возражать не станет, поскольку вопрос о том, кому принадлежат различные религиозные предметы, в последнее время стал остро актуальным и, по существу, политическим.
Проявление частными лицами интереса к религиозному имуществу предлагается запретить. Скриншот страницы сайта www.avito.ru |
В этот закон депутаты и вставляют такое категорическое положение: «Сделки приватизации находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, заключенные после вступления в силу закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ, ничтожны, если иное не предусмотрено федеральным законом». Дата отсечения, упомянутая здесь, связана с правовым актом, который и запустил официально политику реституции имущества, ранее принадлежавшего тем самым «традиционным российским конфессиям», – законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Но нетрудно заметить, что сплошной отмены, возможно, допущенных за эти годы безобразий все-таки не будет. Судя по завершающей данную норму оговорке, то, что попало в правильные руки, в них, наверное, и останется.
В пояснительной записке депутаты напоминают, что действующие пункты и статьи разных законов «в совокупности устанавливают ограниченную оборотоспособность публичного имущества религиозного назначения». Хотя, если быть точнее, они приоритетно оставляют такое имущество в руках соответствующих организаций, вопреки обыкновению даже закрывая традиционные бюрократические лазейки для отчуждения религиозной движимости и недвижимости. Один вывод из-под взысканий со стороны кредиторов чего стоит, а ведь еще есть и указание чиновникам не уводить церковное имущество на сторону, пока на него оформляется положенная по закону претензия будущего пользователя.
Однако депутаты все-таки забеспокоились, что императивные предписания госаппарату и бизнесу на этот счет в законодательстве до сих пор отсутствуют. Между тем, напомнили думцы, и Верховный, и Конституционный суды не раз говорили о том, что дело даже не материальных ценностях, а в восстановлении исторической справедливости по отношению к тем конфессиям, которые, мол, некогда были обижены и обобраны тогдашними властями – читай, большевиками-коммунистами. Поэтому, возможно, законопроект можно считать подтверждением со стороны государства всех своих прежних обещаний неуклонно проводить реституцию 2010 года и дальше. То есть, с одной стороны, это выглядит как повторение данной тогда клятвы.
Между тем, с другой стороны, в той же пояснительной записке проглядывают и иные мотивы для ужесточения законодательного регулирования. Например, там имеется такая фраза – дескать, «закон запрещает религиозным организациям свободно отчуждать в частную собственность третьих лиц такую разновидность имущества, как имущество богослужебного назначения». Но если поискать в Сети примеры противоположного свойства, то они найдутся. Скажем, на сервисе, размещающем частные объявления о купле-продаже всего и вся, может появиться уведомление и о храме. Если точно, то речь идет о селе Завалово Тульской области, где несколько лет назад сделка по приобретению местной церкви, нуждавшейся в восстановлении, обошлась гражданину всего-то в 186 тыс. руб. Понятно, что были даны все заверения, что дом молитвы таковым и останется, но осадок все равно был нехорошим. Что же тогда говорить об истории федеральной известности в Ростовской области, где долгие годы под предлогом сбора средств на возведение нового храма действовала коммерческая организация, которая в конце концов оказалась принадлежащей не РПЦ, а некоему коммерсанту.
Поэтому-то, раз власти РФ, судя по всему, намерены продолжать реституцию, не ограниченную иногда даже здравым смыслом, очевидно, решено подстраховаться и оградить духовную сферу от материальных соблазнов, которые могут обуять ее представителей. Корысть священнослужителей всегда вызывает в обществе скандалы, несмотря на обычные уверения, что человек грешен. Похоже, что объявление приватизации в религиозном имущественном секторе ничтожной с 2010 года позволит провести сплошную инвентаризацию свидетельств о пользовании и собственности. И отменить без судебных тяжб, а значит, повышения градуса скандализации, те из документов, что оказались в посторонних руках. Включая сюда даже церковных чинов, выступавших, по обыкновению, в роли частных лиц.