Фото агентства «Москва»
На заседание 20 июня Госдума выходит с двумя законопроектами, расширяющими контингент потенциальных контрактников (см. «НГ» от 14.06.23). Комитеты ГД по обороне и по законодательству согласовали ко второму чтению и технические поправки, и несколько концептуальных. Например, бывшим гражданам Украины – жителям новых субъектов РФ не нужно будет числиться в армейском запасе, опытным бойцам – оглядываться на свой возраст, а заключенным – долго думать об уходе на СВО. То есть в июлю работа Минобороны по преобразованию частных и ведомственных военных компаний в полностью государственные продолжится уже на надежном законном фундаменте.
Как и предполагалось, депутаты не стали долго тянуть с правовым оформлением механизма по обеспечению спецоперации живой силой без объявления частичных или полных мобилизаций. Недавние заявления президента Владимира Путина о том, что этого точно нет в планах Минобороны, с одной стороны, напоминали о таких же его прошлогодних высказываниях, после чего на СВО забрали 300 тыс. человек. Однако, с другой стороны, теперь для контрактов с Вооруженными силами РФ – конечно, полностью добровольных, но частично, возможно, и немного принудительных, действительно создается вполне понятная нормативная база.
Напомним, что речь идет об обсуждаемых парламентом документах, которые меняют базовый закон о воинской обязанности и военной службе, а также формируют специальный акт – «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции». Авторами последнего стали сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников, к которым отныне присоединяется и первый зампред комитета ГД по законодательству Ирина Панькина («Единая Россия»). Она и выступает формальным инициатором поправок ко второму чтению этого проекта. Их анализ показывает, что в основном они носят юридико-технический характер.
Относительно сущностными выглядят два изменения. К примеру, прямое указание на МВД как на одну из ключевых фигур межведомственного взаимодействия по привлечению заключенных, обвиняемых и подследственных к СВО. Или же уточнение, что спецконтингент можно будет привлекать не только на контракты, но и к «призыву на военную службу по мобилизации или в военное время». Глава комитета ГД по обороне Андрей Картаполов, таким образом, несет ответственность за несколько более концептуальные корректировки. Кстати, аппарат этого комитета досконально готовит необходимые документы. Привычка иметь дело с большими генералами, которые не очень разбираются в правовых нюансах, требует, чтобы кроме самого текста поправки рядом было ее обоснование. Из подобного абзаца, скажем, и можно узнать, что строчка «контракт может быть заключен с гражданином независимо от его пребывания в запасе» означает весьма серьезную новацию. «Это позволит поступить на военную службу по контракту гражданам, проживающим на территориях новых субъектов РФ и не зачисленным на сегодняшний день в запас Вооруженных сил РФ», – говорится в материалах комитета. Судя по всему, однако, это коснется и тех россиян, которые вообще не находятся в запасе, а следовательно, для них не будет иметь значения и предельный возраст пребывания на военной службе.
В общем, хорошо заметно, что Госдума оперативно расшила все возможные препятствия для получения Минобороны как можно более солидного контрактного потенциала. Впрочем, главная цель законодательного аврала депутатов не в том, чтобы это ведомство занимались множеством индивидуальных вопросов, связанных с какими-то гражданами. Напомним, что сейчас Минобороны спешит увязать контрактами бойцов различных подразделений, а то и полупартизанских отрядов, участвующих в СВО. Между тем, с самого верха власти уже сказано, что в зоне боевых действий должен быть порядок – и один полновластный хозяин, который теперь на надежном правовом фундаменте обеспечит переход почти всех частных и корпоративных военных компаний в руки государства.