Замглавы Минюста Олег Свириденко обменялся с депутатами данными о внешнем вмешательстве. Фото с сайта www.duma.gov.ru
По закону «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» Минюст ежегодно представляет парламенту итоговый доклад. Из первого документа, в частности, следует, что востребованным оказался реестр физлиц, аффилированных с иноагентами. За год туда занесен 861 человек, что в полтора раза больше перечня всех иноагентов, который ведется 10 лет. В список потенциальных врагов власти попадают так называемые несогласные, составляется он пока чисто для служебного пользования.
В Госдуме уже изучают документ за подписью главы Минюста Константина Чуйченко. Этот доклад, видимо, и подтолкнул депутатов к тому, чтобы вернуться к законопроектам об административном и уголовном наказании для пособников иноагентам и либеральных несистемщиков (см. «НГ» от 18.06.23).
На недавнем заседании комиссии Госдумы по расследованию вмешательства извне тезисы доклада представил замминистра юстиции Олег Свириденко. Он при этом поддержал депутатские инициативы, назвав их профилактическими. То есть тем, кто неосознанно пособничал иноагентам, будут выносить предупреждения, немедленная реакция на которые оставит подобные проступки без правовых последствий. Тем же, кто станет игнорировать указания властей, придется заплатить штраф. Свириденко, однако, фактически подтвердил, что круг пресловутых «помощников» иноагентам, по сути, является неограниченным.
Впрочем, в ежегодном докладе Минюста парламенту говорится о том, что декларируемая публично доброта этого ведомства все-таки не безгранична. «НГ» обратила внимание на раздел этого документа, который подводит итоги первого периода действия такой новации, как единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами. Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который в самом ведомстве считается своего рода отраслевым кодексом, гласит, что данный реестр составляется как бы на всякий случай, поскольку никаких ограничений и требований для таких персонажей не устанавливается.
По закону к ним относится чуть более ограниченный круг лиц, но ненамного. Во-первых, это любое физлицо, «входящее (входившее) в состав органов юрлица-иноагента и (или) являющееся (являвшееся) его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником». Иными словами, все имеющие отношение к подобной структуре – вплоть до когда-то приходивших туда уборщиц и наемных водителей. Во-вторых, это также любое физлицо, «входящее (входившее) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юрлица – иноагентов и (или) являющееся (являвшееся) их учредителем, членом, участником, руководителем». Как видно, тут есть широкий простор для назначения «почти иноагентом» довольно большого количества тех политактивистов либерального толка, которых принято называть несогласными.
И наконец, в-третьих, потенциальный, но пока скрытый от публики иноагент – это физлицо, «осуществляющее (осуществлявшее) политдеятельность и получающее (получавшее) денежные средства и (или) иное имущество от иноагентов, в том числе через посредников, для осуществления политдеятельности». Цитировать эти нормы закона необходимо для того, чтобы показать их изрядную гуттаперчивость, которая позволяет притянуть к делу многих несистемных оппозиционеров.
И Минюст в 2022 году это настойчиво делал: в отчетном докладе указано, что в реестре аффилированных с иноагентами людей уже 861 позиция. При этом стоит отметить, что в общем реестре иноагентов, который ведется с 2013 года, фигурантов на самый последний момент, то есть на прошедшую пятницу, всего-то 621. Разница фактически в полтора раза получается потому, что в большом перечне остаются и уже ликвидированные НКО, СМИ, движения и прочие иноагенты. Однако конкретному гражданину РФ узнать о том, не является ли он аффилированным с иноагентом лицом, можно лишь через спецзапрос Минюсту, данный реестр не публикуется, более того, на официальном сайте ведомства для него даже нет определенного места.
Но в принципе ту сумму причин, которая оставляет эти данные в разряде «для служебного пользования», можно оценить по докладу Минюста. Так, указано, что в 2022-м деятельность таких лиц, а значит, и реакция власти были связаны в основном с региональными и местными выборами. В частности, избиркомы сделали почти 10 тыс. представлений в отношении более чем 76 тыс. кандидатов разного уровня. Из этого следует, что предварительный массив данных по всем несистемщикам, видимо, у правоохранительных органов наличествует.