Фото Reuters
В соответствии с последними корректировками выборного законодательства ЦИК России 28 июня утвердил положение об экстерриториальных избирательных участках. Придуманы изначально они были для того, чтобы можно было как-то проводить кампании в новых субъектах РФ при сохранении там военного положения. Однако затем новый вид участков был допущен для универсального применения. Центризбирком же своими разъяснениями показал, что тема голосования на пеньках и лавочках, которых теперь, видимо, уже не хватает, получает дальнейшее развитие. Экстерриториальные участки станут максимально спрятанными от наблюдения, а временами – и вовсе невидимыми.
С одной стороны, ЦИК РФ ничего нового не придумал, поскольку нормы прописаны в законе, а у комиссии осталось лишь право описать, как современные формы организации волеизъявления граждан следует применять на практике. С другой стороны, чаще всего якобы в чисто техническом регламенте реализации той или иной правовой нормы как раз и заключается вся скрытая суть последней, что и стало понятно из презентации от зампреда ЦИК Николая Булаева.
Что касается экстерриториальных участков, которые в 2019 году были несмело опробованы в виде пресловутых «дачных участков», то сейчас они представляют собой дальнейшее развитие концепции «голосования на пеньках». Или, если выражаться по-научному, голосования вне помещения. У последнего бывает несколько модификаций, самая продвинутая – это обработка избирателей на так называемых удаленных территориях, которые определяют сами регионы. За последние годы бывало, что таким своего рода электоральным «диким Западом» становились населенные пункты, к которым были дороги, но не было муниципального автобусного сообщения. Их жители, правда, не знали, что они живут в глуши, а значит, не имеют возможности добираться до обычных участков – и потому регулярно выбирались оттуда на работу, в гости и по магазинам.
Напомним, что вообще-то экстерриториальные участки были придуманы в перспективе первых российских выборов в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Дескать, из-за военного положения, которое прежде запрещало проводить избирательные кампании, и для обеспечения безопасности граждан необходимо сделать исключение из давно выработанных правил. Госдума быстро провела соответствующий законопроект, который ко второму чтению, впрочем, потерял в актуальности, поскольку в конституционном законе о военном положении запрет на выборы был снят. Однако экстерриториальные участки остались, но их применение было универсализировано. Главным стало разрешение Центризбиркома, которому заодно поручили и устанавливать для таких участков все необходимые особенности.
ЦИК их 28 июня и установил, например, стало ясно, что в таких местах будут дозволены и многодневное (до 10 дней) досрочное голосование, и выезд участковых комиссий на дом к избирателям, и вывод последних на все подходящие пеньки, лавочки, остановки и просто перекрестки дорог. Также в полном соответствии с законом подтверждено множество упрощений. Например, формирование вышеназванных комиссий из тех, кто есть под рукой у начальства, в том числе и военнослужащих под руководством своих командиров, но теперь уже в качестве председателей комиссий. Еще такие комиссии смогут изготавливать бюллетени самостоятельно из чего попало, а в списки избирателей включать, по сути дела, кого угодно.