Коммунисты подают на Центризбирком жалобу в Верховный суд. Кадр из видео с канала «Красная линия» на YouTube
В КПРФ подсчитали, что из 80 тыс. кандидатов в участковые избирательные комиссии (УИК) более тысячи так и не получили назначений. Партия готовит жалобу в Верховный суд (ВС) РФ, тем более что ЦИК ее обращение фактически отверг. Тем временем в «Яблоке» отмечают, что недопуск в члены комиссий с правом решающего голоса (ПРГ) для этой партии доходит до 50% в тех регионах, где у нее есть фракция в заксобрании, и до 100% там, где представительства нет. То есть в целом оппозиция зафиксировала тревожную тенденцию, но преувеличила ее масштабы.
Формирование УИК на новый пятилетний срок постепенно подходит к концу. Коммунисты, которые одновременно с «Яблоком» фиксировали отказные тенденции (см. «НГ» от 30.05.23), в частности в Петербурге, в Омской, Оренбургской, Самарской областях, а также в Алтайском и Приморском краях, подвели итоги этого выдвижения. Первый зампред ЦК Юрий Афонин заявил, что КПРФ предложила 80 тыс. кандидатов в ПРГ, из которых свыше тысячи человек не прошло. По его мнению, недопустимое положение дел сложилось в тех регионах, где для власти дела обстояли сложно. То есть отказы были в отношении участков с высоким протестным голосованием в потенциале.
Напомним, что у всех партий наибольшее возмущение вызывал недопуск в результате так называемого рейтингового голосования, которое проводилось в тех случаях, когда число членов УИК было намеренно сокращено для того, чтобы туда не попадали все партии, которые имеют на это право. На заседании 17 июля глава ЦИК РФ Элла Памфилова прокомментировала данную ситуацию. Итак, по ее данным, 1489 кандидатов от КПРФ не назначены, но, дескать, стыдно на это жаловаться: «50 отказников, шесть умерших, двое несовершеннолетних – и даже 90 судимых и еще 50 с зарубежным гражданством. Только на последнем месте – 980 отклоненных при рейтинговом голосовании». В общем, это немало – примерно две трети, а коммунисты еще вопрошают, как же можно банить представителей второй по значимости партии в стране.
Глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев пояснил «НГ»: «Хотя на первый взгляд число отказников небольшое, но это дело принципа. Партия имеет фракцию и в Госдуме, и во всех заксобраниях, считаем любые отказы незаконными в принципе. Поэтому будем обжаловать в ВС само постановление ЦИК, в котором говорится, что комиссии могут отбирать кандидатов в ПРГ по рейтингу». По его словам, иск будет подан в течение двух недель. Коммунисты надеются, что если партия выиграет суд, то регизбиркомы оперативно пересмотрят свои решения.
«Яблоко» тоже выдвинуло кандидатов в УИК по всей стране, самым массовым выдвижение было в Петербурге, где партия имеет фракцию в Заксобрании. Там были поданы документы на 1073 претендента, места получили только 643 человека, то есть около 55–60%. Жалобы на притеснения от этой партии были и в Новгороде, где из 56 кандидатов было отказано 12 (см. «НГ» от 06.06.23). Член бюро «Яблока» Александр Ефимов, курирующий тему выборов, рассказал «НГ», что в Екатеринбурге и Томске проблем не возникло по поданным заявкам, количеством более сотни. Тем не менее в тех регионах, где партия не имеет фракций в заксобраниях или гордумах, отказы, по его словам, 100-процентные: «Нам всегда говорят: вот вы критикуете выборы – выдвигайте членов избиркомов. Мы раньше пробовали это делать в разных регионах, но заметили, что, к примеру, в Волгограде еще пять лет назад всем нашим кандидатам пришел отказ. Теперь мы советуем в тех регионах, где нет фракции «Яблоко», идти не от нашей партии, а от общественных организаций. Комиссии как только видят эмблему «Яблока» на документах, сразу отказывают. Исключения бывают в двух ситуациях. Первая – это когда все-таки имеется фракция, вторая – это регион с более высокими демократическими традициями вроде Екатеринбурга или Томска».
В отдельных регионах на ситуацию жаловались даже вполне лояльные эсэры. Так, еще месяц назад лидер СРЗП Сергей Миронов подал жалобу в ЦИК с призывом «обратить внимание поведение избирательной комиссии Санкт-Петербурга». Ответ ЦИК в публичную сферу либо так и не попал, либо остался без реального ответа. ПРГ горизбиркома Петербурга от «Яблока» Павел Шапчиц сообщил, что в 2023 году эта партия получила минимум 409 отказов, СРЗП – 181 отказ, КПРФ – 12, «Новые люди» – три отказа, ЛДПР и «Единая Россия» – по одному отказу.
Пресс-секретарь фракции СРЗП Эмилия Затолочная пояснила «НГ»: «В целом проблем в этой плане СРЗП не испытывает. Хотя партия не везде может направить предложения во все формирующиеся комиссии. В некоторых регионах партия действительно сталкивалась со сложностями при направлении своих кандидатур в УИК, но это скорее единичные случаи».
Таким образом, жалобы партий на ущемление их прав выглядят во многом преувеличенными – что такое 1,5 тыс. случаев недопуска из 80 тыс. у той же КПРФ? Да и «Яблоко» вместе с СРЗП не привели статистики массовых отказов. «НГ» спросила у экспертов, насколько серьезна или, наоборот, надумана проблема с формирование УИК? Например, будут ли дальше игнорироваться права теперь уже и парламентских партий? Эксперт по выборам Андрей Бузин пояснил «НГ», что тенденция стала распространяться еще в начале 2000-х. «Те, кто формировал комиссии, с тех пор всегда стремились не пустить туда активных и особенно грамотных людей, независимо от их партийной принадлежности. Тут можно много рассказывать, особенно про комиссии высшего звена. Это даже сейчас проблема, когда выборы совсем потеряли значение», – заметил он. При этом Бузин не считает, что коммунисты подняли тревогу из-за пустяка: «Даже тысяча недопущенных активистов могли бы сыграть свою роль, поскольку могли бы не только быть пугалом, но и получить интересную информацию о том, как проходят выборы».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «Ситуация печальна еще и тем, что оказывается сама Памфилова не до конца понимает, как формируются комиссии, из-за чего ЦИК даже пришлось перемонтировать видеозапись очередного заседания. Порядок формирования комиссий сложный, да и претензии партий отчасти справедливы. Но надо понимать, что эти претензии привязаны к определенным территориям». Иными словами, заметил он, там, где и раньше были претензии партий по честному подсчету голосов и легитимности выборов, «где были претензии к тем же УИК и ТИК, там и сейчас проблемы с формированием комиссий». То есть Петербург и Приморье – это как бы наиболее громкие примеры. «Где-то закручивание гаек идет постепенно, как в Новгороде, например. Так что проблемы есть, но сбои в процедуре формирования новых составов носят все же не системный характер. Просто партии преувеличивают эту проблему, эксплуатируя имидж оппзиционности. КПРФ точно не выглядит мучеником, хотя «Яблоку» еще и можно поверить», – считает Калачев. И эксперт отметил, что проблема яблочников – это даже не следствие их позиции по СВО, а того, что именно они могут впоследствии поставить под сомнение легитимность результатов тех или иных выборов. «Тенденция уже тревожная для партий. И надо понимать, что если бы регионы не имели установок по результатам выборов, то она бы и не возникала. А пока региональные власти будут отвечать одновременно и за нужный результат, и за уровень легитимности, они продолжат купировать возможную проблему в лице активных партийцев», – подчеркнул он.