В условиях спецоперации вещественные доказательства приобретают особое значение. Фото РИА Новости
В одном из законопроектов, которые Госдума намерена одобрить сегодня, 25 июля, «НГ» нашла посторонние поправки. Это нормы, действующие «в период мобилизации, военного положения или в военное время», о том, что большинство вещдоков по завершенным уголовным делам и конфискат по итогам административок можно передавать либо госорганам, либо движению «Народный фронт «За Россию». Власти смогут использовать добро для реализации своих полномочий, ОНФ должен безвозмездно его раздать. Такие решения, если они безукоризненные, наверное, вряд ли стоит проводить как бы невзначай. Поэтому есть вопрос, не связано ли это, например, с опасениями в патриотической среде о скором ужесточении контроля над волонтерской поддержкой СВО.
На заседание 25 июля Госдума выносит для утверждения в окончательном виде инициативу о технической корректировке ряда законов для формальной замены терминов. Скажем, если раньше невозможность пребывания на различных государственных постах и чиновничьих должностях обуславливалась «утратой» гражданства РФ, то теперь, исходя из Конституции, должно использоваться понятие «прекращение гражданства». Депутаты изрядно потрудились, отыскав в правовом поле такие акты, которые изначально были обойдены вниманием.
Однако буквально случайно «НГ» обнаружила в тексте второго чтения и другие поправки, которые никак не были связаны с основным его содержанием. Речь идет даже не об Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) и Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), а об уже давно исполненных и потому устаревших спецзаконах о введении этих кодексов в действие. Каждая из данных двух поправок начинается одинаковыми словами: «В период мобилизации, в период военного положения или в военное время». Только в отношении УК говорится о вещественных доказательствах, судьба которых решается при вынесении приговора по уголовному делу или, наоборот, после его прекращения.
«Народный фронт «За Россию» уже занимается поставками различных грузов в зону спецоперации. Фото агентства «Москва» |
В общем, все это – но именно в условиях мобилизации, военного положения или времени – может быть передано «органам публичной власти для обеспечения реализации возложенных на них полномочий или Общероссийскому общественному движению «Народный фронт «За Россию» для безвозмездной передачи гражданам и организациям». Но с одним уточнением, что только в «порядке, случаях и по перечню, которые установлены правительством РФ». Так что сейчас трудно конкретно предположить, что за товары и предметы могут передаваться из судов или, например, таможни в руки того же ОНФ, который уже несколько лет выступает в роли оператора по определенным видам конфиската. Положим, продукцию легкой промышленности «фронтовикам» разрешили раздавать народу в этом году по закону, а ранее они просто договаривались с таможенниками или правоохранителями.
Короче говоря, не было бы в депутатских поправках ничего необычного, если бы не способ их проведения – как бы невзначай и если бы не отсылка исключительно к военной ситуации. По поводу первого следует заметить, что в принципе это известный законотворческий прием «паровозика и вагончиков», то есть присоединения к базовому тексту неких дополнений, часто косвенно с ним связанных. Но, пожалуй, впервые такие добавления выглядят прямо-таки перпендикулярными. Используется же данный прием тогда, когда надо быстро ввести в действие какие-то жесткие или сомнительные правовые нормы, чему мешает длительная и неизбежно публичная законодательная процедура. Что же касается указаний на военную необходимость, то здесь пока возможны только предположения.
Скажем, при буквальном прочтении получается, что публичные власти, а это госорганы федерального и регионального уровня, включая, конечно, министерства, ведомства, департаменты, управления будут содержаться за счет конфиската. Но так и непонятно, чисто в собственных нуждах или, к примеру, для того, чтобы построить дорогу, школу и пр. Либо же все-таки для того, чтобы переправить в зону СВО, например, маскировочные сети или беспилотники, изготовленные или купленные волонтерами, но привезенные на фронт с нарушением законодательства и потому реквизированные? Как раз подобные опасения сейчас и распространяются в патриотической среде: дескать, власти собираются взять под жесткий контроль народную помощь бойцам. Опасения эти базируются в том числе и на уже звучавших в эфире ряда телеканалов требованиях, наконец, мол, разобраться с группировками «рассерженных патриотов». И поскольку ОНФ является официально одобренной волонтерской структурой, то его упоминание в законопроекте объективно работает на подобную версию.
Но даже более убедительно такую версию подкрепляют использованные в тексте термины «период мобилизации», «военное положение», «военное время». К ним есть масса вопросов: например, мобилизация сейчас еще есть или ее уже нет, военное положение нужно ввести по всей стране или достаточно регионов Донбасса и Новороссии? Кстати, по «военному времени» вообще не ясно, следует ли о нем кому-то формально объявлять или оно наступает по умолчанию даже при проведении ограниченной спецоперации.