Защитники надеются добиться компенсации за работу в выходные и праздники. Фото PhotoXPress.ru
Защитникам по назначению, вступающим в дела по статье 51 Уголовно-процессуального кодекса (УПК), продолжают под разными предлогами урезать выплаты от государства. Адвокатам отказываются доплачивать за выходные и праздники, которые они тратят на подготовку процессуальных документов.
Де-юре труд адвоката по назначению подлежит оплате в полном объеме. Но де-факто суды при определении объема оказанной юрпомощи и размера заработанного гонорара сокращают их по различным основаниям. Не во всех случаях защитники могут претендовать на повышенный гонорар в выходной день: «назначенцам» согласны компенсировать только участие в следственных действиях и судебных процессах, но не платить, например, за время, потраченное на подготовку жалоб.
Один из адвокатов попытался обжаловать в Конституционном суде (КС) нарушение его конституционных прав пунктом 22.1 «Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу». Утверждая, что оспариваемая норма позволяет принимать решения о размере вознаграждения защитника по назначению «без учета выполнения им работы в выходной или праздник». Сегодняшняя практика такова, что размер гонорара за проделанную «назначенцем» работу напрямую зависит от ее инициатора: если это следствие или суд, тогда адвокату по-честному заплатят по тарифу выходного дня – 2,1 тыс. руб. Если же инициатива исходила от него самого, то в лучшем случае расчет произведут по базовой ставке – 1,5 тыс. руб. Как и в случае заявителя в КС, когда нижестоящие суды решили, что составление и подача им апелляционной жалобы в выходной день были личным желанием, а не обязанностью, следовательно, вознаграждение в полном размере ему не полагается.
КС отказался рассматривать жалобу, не относящуюся к его компетенции, хотя в своем определении указал, что действующий механизм призван «исключить произвольное разрешение вопроса о выплате вознаграждения адвокату по назначению».
Формально КС прав, это не его подсудность, отметила в разговоре с «НГ» член Ассоциации юристов России (АЮР) Наталья Глебова. Она объяснила это тем, что адвокат не находится в трудовых отношениях с подсудимым. У него не зарплата, а вознаграждение и трудовой рабочий день не регламентирован. Член АЮР Мария Спиридонова считает, что и нижестоящие суды верно указали, что адвокат самостоятельно определяет для себя время подготовки процессуальных документов и персональной загруженности.
Между тем, как пояснил «НГ» адвокат Олег Крупочкин, Конституция РФ прямо не предусматривает оплату труда в выходной день в повышенном размере. Зато она предусматривает право каждого на отдых. Из этого (учитывая особенности некоторых профессий) следует, что если работа выполняется в выходной день, то право на отдых должно все же компенсироваться. Но суды решили, что на самом деле как таковой необходимости работать у адвоката в выходной не было, просто он был настолько свободен, что составлением документации решил компенсировать избыток времени. Следовательно, и право на отдых, равно как и право на труд, в данном случае нарушено не было.
Кстати, заявитель в своей жалобе в КС пояснял, что на выходной пришелся последний день для подачи апелляционной жалобы. Однако, согласно процессуальному законодательству, «если окончание срока подачи жалобы приходится на нерабочий день, то он продлевается до ближайшего рабочего», говорит Крупочкин. Так что, чтобы получить повышенный гонорар, адвокаты должны попытаться убедить судью в необходимости подачи жалобы именно в нерабочий день. А довод о том, что защитник процессуально независим и вправе работать в любое время, подкрепить опровержением того, что «процессуальная независимость защитника признается законом во взаимосвязи с его положением, предусматривающим порядок исчисления окончания процессуального срока, приходящегося на нерабочий день».
Однако управляющий партнер АБ «Адвокаты: Голенев и партнеры» Вячеслав Голенев, считает, что КС устранился от решения давно замороженной проблемы. Ведь в своем определении он мог отразить, что адвокат «в случае ограниченных сроков на подготовку жалоб с учетом ее сложности или объема» может подготовить ее и в выходной день и получить гонорар по соответствующему тарифу. Также, продолжает Голенев, КС мог бы пояснить, какими он видит критерии оценки обоснованности документальной подверженности обстоятельств, влекущих необходимость подготовки жалобы именно в нерабочий день. Ведь защитники, с его слов, нередко сталкиваются с ситуацией, когда суд поздно выдает нужные для подготовки процессуального документа бумаги. Или адвокат может быть занят в ином процессе. «Все эти обстоятельства возможно проверить при наличии критериев оценки оказания юрпомощи в выходной день. К сожалению, КС не счел необходимым комментировать этот вопрос», – посетовал эксперт. Теперь, с его слов, есть риск, что суды, ссылаясь на данное определение, введут еще более простое распределение: если то или иное процессуальное действие назначено правоохранительным или судебным органом на выходной день, то помощь оплачивается, а если адвокат сам готовил документ – не оплачивается.
Адвокат МКА «Центрюрсервис» Екатерина Тютюнникова тоже настаивает на том, что защитник самостоятельно определяет график своей работы и никто не вправе вмешиваться в его деятельность. А суд «фактически указал адвокату, когда ему необходимо было составить жалобу». По словам Тютюнниковой, речь не о целесообразности расходования бюджетных средств. Ведь ни у кого не возникает вопросов к следователю, который считает необходимым осуществлять процессуальные действия в выходные дни. «Тогда почему суд считает возможным указать на это защитнику и отказать в повышенной оплате?» – спрашивает Тютюнникова.
Эксперт заметила, что нигде нет нормы, предусматривающей, что адвокат по назначению должен осуществлять защиту только в рабочие дни. «Срок для обжалования предусмотрен УПК РФ, и адвокат его не нарушил. Порядок и размер оплаты предусмотрены постановлением, поэтому суд обязан произвести оплату в соответствии с ним за те дни, которые указаны защитником», – подытожила собеседница «НГ».