На нынешней неделе от депутатов Госдумы ожидаются важные голосования. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Госдума 17 октября утвердит новый вариант блокировочной статьи закона об информтехнологиях. Сейчас это перечисление незаконных материалов. Теперь у правоприменителей будут четкие 11 пунктов. В качестве информации, недопустимой для распространения, добавлены предложения о финансировании противников РФ и самочинного сбора религиозных пожертвований. Но ключевым для работы Генпрокуратуры и Роскомнадзора, очевидно, станет основание, требующее блокировать любой ресурс, дающий доступ к уже запрещенному в рунете.
Поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» представляют собой общефракционную инициативу. Она появилась еще год назад и была нацелена на борьбу с интернет-ресурсами, которые прямо или косвенно собирали деньги для украинской армии.
Документ отлежался в запасниках Госдумы до нынешнего лета, когда состоялось его первое чтение, и потом был отложен для расширительной доработки. 17 октября депутаты проголосуют за получившийся в итоге текст. Если коротко, то начало блокировочной ст. 15.3 вышеназванного закона решено изложить по-новому, а именно более четко. Сейчас это совершенно нечитабельный абзац с долгим перечислением всей возможной незаконной информации, в котором многочисленные запятые уже непонятно к чему и относятся. Но теперь правоприменителям, а это прежде всего Генпрокуратура и Роскомнадзор, дается возможность опереться на четкие 11 пунктов.
Первое ведомство отвечает за выдвижение требований о блокировке какой-то недопустимой информации или незаконных материалов, второе – такое требование реализует. При этом в законе также упомянуты еще и различные госорганы, общественные организации и граждане, которые имеют право сигнализировать наверх об обнаруженных ими в Сети безобразиях. Им, конечно, теперь тоже будет проще находить тот пункт закона, под который подпадает та или иная информация, вызвавшая возмущение. Причем, напомним, у генпрокурора и его заместителей нет обязанности обязательно реализовывать поступающие доносы, у них есть право на них при необходимости реагировать. В общем, это уже давно действующий механизм, которому ныне просто придают четкость срабатывания на уровне винтовочного затвора.
«Для целей настоящей статьи под распространяемой с нарушением закона информацией понимаются» все ныне действующие запреты, за исключением двух новых. Один из них – это собственно то самое финансирование противников РФ, предложения о котором и планируется блокировать. Вторая новация – это блокировка сообщений о сборе религиозных пожертвований. Сформулировано данное положение так, что сначала и не ясно, за что собираются наказывать и кого. Однако из прилагаемой тут же поправки к закону о свободе совести становится понятнее, что, видимо, речь идет о самочинных сборах, на которых не дала разрешения какая-то из официально действующих религиозных организаций. Потому что данное их право в законе названо исключительным.
А в целом пресловутые 11 заповедей рунета начинаются со все тех же призывов к массовым беспорядкам и экстремизму, включая несанкционированные протесты, ложных сообщений о терактах и иной недостоверной общественно значимой информации, которая может нанести вред любого типа кому бы то ни было. Далее следуют дискредитация Вооруженных сил и каких-либо госорганов за их действия в интересах РФ, призывы к введению внешних санкций против российских юрлиц и граждан, а также «информация, содержащая обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность». Предложения купить поддельные документы, например дипломы об образовании, в России тоже давно блокируются в Сети – и эта норма сохранена. Точно так же, как и запрет распространять материалы иностранных или международных структур, признанных в РФ нежелательными, или запрещенных по антиэкстремистскому или антитеррористическому законодательству.
Однако самым главным нововведением, конечно, стал 11-й пункт, кратко поясняющий, что однозначно блокируются «сведения, позволяющие получить доступ к указанным в пунктах 1–10 настоящей части информации или материалам». Это скорее всего следует понимать так, что по большому счету после некоторого времени, потраченного на борьбу с конкретными страницами или блогами, правоприменительные ведомства могут приходить к неизбежным решениям и о тотальном блокировании целых соцсетей, платформ или мессенджеров.