Международный уголовный суд стал личным врагом российской власти. Фото Reuters
Депутатами Госдумы предложена новая статья Уголовного кодекса (УК) – 294.1. Под этим номером запишут такое преступление как «незаконное осуществление следственных, иных процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий на территории РФ». Хотя прямо и не указано, что это ответ Международному уголовному суду (МУС) за решение преследовать руководителей страны, включая президента, в пояснительной записке лишь данная структура и упоминается. Для граждан России уже предусмотрен срок до пяти лет за содействие подобным органам, то же будет грозить и заграничным расследователям.
Тот десяток депутатских имен, который стоит под законопроектом о введении в УК новой экстерриториальной статьи, показывает, что соответствующие поправки предназначены для оперативного одобрения Госдумой.
Конечно, остается пока без разъяснений вопрос об осуществлении конкретного преследования фигурантов ст. 294.1. Но это, видимо, в конечном счете решит сам Следственный комитет (СК) России, в компетенцию которого данное уголовное преступление и добавлено. В принципе в портфеле СК уже сейчас есть множество подобных дел, направленных как на конкретных персонажей, так и на неустановленный круг лиц, постоянно пребывающих исключительно за рубежами РФ, а значит, недоступных для отечественного правосудия.
Новая статья УК сформулирована депутатами максимально широко. Сначала там указано, что речь идет о совершении «иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (международного органа), в которой не участвует РФ, на территории РФ действия, которое в соответствии с законодательством РФ относится к следственным и иным процессуальным действиям или оперативно-разыскным мероприятиям». Заметим, что в последнем словосочетании употреблено официальное грамматическое написание данного термина. Обязательное условие – что такое действие из-за границы должно проводиться в интересах упомянутых выше субъектов.
Присутствует и уточнение, что заграничные расследователи могут применять в своих целях интернет-каналы для связи с гражданами РФ, а их действия должны идти вне рамок межгосударственного сотрудничества. Важное замечание, что все это должно осуществляться не в интересах РФ, но не квалифицироваться по статье о шпионаже или ст. 284.3 УК. Последняя, напомним, введена весной этого года специально для тех россиян, которые решат оказать содействие расследованиям из-за рубежа. Наказание за это – до пяти лет лишения свободы. Новая статья вводит такой же срок и для иностранцев.
А пояснительная записка к законопроекту прямо говорит о том, в чем здесь смысл: «Так, МУС, а также правоохранительными и судебными органами недружественных государств осуществляется сбор доказательств преступлений, якобы совершенных российскими военнослужащими и должностными лицами в связи с проведением РФ спецоперации на Украине. Для этого также созданы межгосударственные следственные группы». И сейчас, дескать, «возрастают риски принятия иностранными и международными органами односторонних мер по нелегитимному сбору доказательств (включая электронные) и получения иных сведений от граждан РФ и иных лиц, находящихся на территории РФ, в том числе путем дистанционных трансграничных контактов из-за рубежа». Более того, предпринимаются, мол, даже некие усилия для «побуждения российских граждан (в том числе военнослужащих и других лиц в связи с их служебной деятельностью) к выезду за пределы РФ в целях их задержания».