На парламентских слушаниях уже который год звучат слова тревоги за зарубежных соотечественников. Фото с сайта www.pravfond.ru
Меры по поддержке соотечественников обсудили на слушаниях парламентарии России и Белоруссии. Повод – все больше русскоязычных за рубежом под давлением дискриминационной политики стали думать о возвращении на историческую родину. Эксперты считают, что властям пора определиться с понятием «соотечественник», а переселенческие программы переписать таким образом, чтобы они не были инструментом легализации гастарбайтеров.
Как выяснила «НГ», проблематика, связанная с положением зарубежных соотечественников, в повестку Парламентского собрания РФ и Белоруссии поставлена по инициативе председателя Госдумы Вячеслава Володина. Он исполнял соответствующее поручение президента РФ.
По итогам обсуждений ожидается документ с рекомендациями, которые предполагают реализовывать на двусторонней основе, однако пока из-за возникших разногласий их часть отправлена на доработку. Возможно, и потому, что сейчас многие соотечественники, проживающие за рубежом, сталкиваются с нарастающим на них давлением со стороны властных структур и СМИ. Прежде ползучая дискриминация между тем приобретает, похоже, системный характер. Скажем, Латвия уже переходит к практике депортаций и уголовному преследованию тех, кто обвиняется в пророссийских взглядах. Видимо, в скором времени из этой страны может быть выслано, по разным оценкам, от 3 до 6 тыс. человек, которые и не сдали экзамена по латышскому языку, и, что даже важнее, не подписали бумагу против политики РФ.
В основном речь идет о людях пенсионного и предпенсионного возраста. Тем временем та же госпрограмма РФ по переселению соотечественников, которая позволяет им легализоваться на льготных условиях, рассчитана скорее на трудоспособные возрасты. Более того, каждый субъект РФ при реализации программы устанавливает свои условия – и раз уже именно регионам полагается платить переселенцам, то там зачастую возникают те же возрастные ограничения и приоритеты по профессиям. На слушаниях в Калининграде эксперты также говорили о необходимости в целом улучшить условия по адаптации соотечественников, их размещения и трудоустройства в регионах. А главное – о необходимости снижения бюрократических барьеров при прохождении процедур легализации. Потому что сейчас есть и прием документов по записи на месяцы вперед в диппредставительствах, и дороговизна нотариального заверения там необходимых бумаг. Есть и совсем тупиковые требования: для получения разрешения на временное проживание (РВП) в России требуется справка об отсутствии судимости в прежней стране. В пресловутых «недружественных странах» выдача такого документа в короткий срок нередко саботируется. Иными словами, в очередной раз было сказано об отсутствии репатриационной составляющей в госпрограмме. Этот, по сути дела, единственный механизм, который предполагает содействие возвращению соотечественников, почему-то все больше теряет федеральный статус.
По словам первого зампреда комитета Госдумы по делам СНГ Константина Затулина («Единая Россия»), те вопросы, которые больше всего беспокоят соотечественников, а именно – вид на жительство (ВНЖ), гражданство и прочее, – по-настоящему могут решаться лишь в законе «О гражданстве РФ». Однако там уже много лет так и отсутствует само понятие «соотечественник», причем не появилось оно и в новом варианте данного акта. Упоминание о нем есть – в связи с той же госпрограммой по переселению, но термин «соотечественник за рубежом» в законе больше нигде не используется, пояснил Затулин. И это большой недостаток закона о гражданстве РФ. Замдиректора Института стран СНГ Александра Докучаева призвала не забывать и о других людях, которые напрямую к соотечественникам, может быть, и не относятся, это «лица титульных национальностей из государств, дружественных и недружественных России», но при этом их там осуждают именно за пророссийскую позицию. «Их надо как узников совести поставить на особый учет в РФ и стремиться к тому, чтобы им как-то помочь либо их обменять», – подчеркнула она.
Замначальника Главного управления по вопросам миграции МВД РФ генерал-майор Виталий Яковлев на слушаниях рассказал, что в ведомстве работают над упрощением процедур переселения. В частности, исключаются из региональных разделов излишние требования по образованию или трудовой деятельности. Предоставляется право подавать заявление в госпрограмму и из страны временного пребывания соотечественников. «И, конечно, они могут прибыть в РФ, приобрести статус беженца либо временного убежища и обратиться уже непосредственно в территориальные органы МВД для вступления в госпрограмму». В ряде регионов действительно отмечено увеличение количества заявлений в госпрограмму из тех иностранных государств, «где в отношении РФ, российских юрлиц и физлиц совершаются недружественные действия». Решения по ним принимаются в кратчайшие сроки, говорится, например, в ответе «НГ» из ГУ МВД России по Челябинской области. А от соотечественников, мол, постоянно поступают благодарственные письма.
Однако член президентского Совета по правам человека Александр Брод, например, рассказал «НГ» о случае, когда правозащитнику из числа соотечественников в его стране были созданы невыносимые условия, после чего тот запросил убежища в одном из субъектов РФ. Оформление тянется уже недели, денег на питание и жилье катастрофически не хватает. Для правоохранителей является проблемой отсутствие в документах беглеца штампа о въезде. После долгих согласований с Москвой документы все же приняли, затем начались проверки с участием федеральных структур, которые по нормативным требованиям могут продлиться до трех месяцев. На данном примере, подчеркнул Брод, можно в очередной раз сделать следующий вывод: «Государственная система абсолютно не заточена на четкий и оперативный прием соотечественников. Она дала сбой только на одном человеке. А если в ближайшей перспективе таковых могут быть сотни и тысячи, учитывая хотя бы то, что из Латвии готовится массовая депортация. Где эти люди будут жить? Спать, что ли, на вокзалах на радость зарубежным СМИ и внутренней оппозиции? Дальше, после получения документов, встанут вопросы о трудоустройстве, легализации дипломов, трудовом стаже. Предоставит ли справку та страна, из которой человек бежал сломя голову? Так что слушания в Калининграде только приподняли завесу над ворохом проблем». По его мнению, для поиска настоящих решений требуется как минимум специальное заседание Госсовета. Как отметил Брод, проблема в том, что в России не практиковался опыт предоставления статуса беженца, эта форма работы малознакома чиновникам. Поэтому им требуется специальная подготовка, ведомственные инструкции по действиям в тех новых условиях, если увеличатся потоки беженцев и переселенцев. А органам исполнительной власти следует создавать в регионах, особенно в приграничных, соответствующую инфраструктуру приема соотечественников.
По словам доцента РАНХиГС, члена экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора по Москве Михаила Бурды, ему показалось странным, что в том же Челябинске не привели данных о том, из каких государств прибыли участники программы переселения. На его взгляд, есть две причины для повышения интереса к ней. Первая – это возможность получения выплат и последующих льгот бывшими гастарбайтерами, которые таким образом легализуются в России. Вторая – это возвращение эмигрантов 80-х и 90-х или их потомков, разочаровавшихся в западном мире и подвергающихся дискриминации. Бурда подтвердил, что проблемы создает и пока так и не пересмотренная концепция миграционной политики, одним из стратегических направлений которой является добровольное переселение соотечественников и устаревшее понятие последнего. Оно родом из 90-х, когда необходимо было помочь русским из постсоветских республик Средней Азии и Закавказья. Но теперь по этой программе стали массово переселяться люди, которые соотечественниками не являются, не относятся ни к русским, ни к народам РФ, не имеющим собственной государственности где-либо.
Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников подтвердил «НГ», что порой человек вынужден бежать в РФ от уголовного преследования и в спешке пересечь границу нелегально: «И это уже не единичные случаи, но, как показывает практика, такие граждане, к сожалению, в России зачастую оказываются фактически вне закона». По его словам, это происходит потому, что отдельно взятые миграционные офицеры не хотят выдавать разрешительных бумаг, настаивая, чтобы «беглец» заново прошел границу и получил соответствующую печать на пограничном контроле. Понятно, что это невыполнимо, но тогда «сразу возникают вопросы: как можно защищать своих людей с такой-то бюрократической системой и как эту систему сегодня можно изменить?» Мельников полагает, что нужно было бы создавать специальную рабочую группу при комитете Совета Федерации по международным делам. В нее должны быть включены представители всех профильных ведомств и НКО, но главным будет парламентский контроль. Ведь сегодня есть пласт насущных проблем, которые нужно решать как в ручном режиме по отдельным историям, так и через корректировку законодательства под новые реалии и вызовы. Он подтвердил, что люди подчас действительно вынуждены бежать от уголовного преследования за поддержку «русского мира». Особо отличаются страны Прибалтики: бывает, что людей просто вывозят на границу с Россией, пограничники вынуждены их принимать, но некоторые из-за стресса пересекают границу незаконно. Если же говорить о переселенцах, подчеркнул Мельников, то все должны понимать, что многие давно бы вернулись в РФ – те же высококвалифицированные специалисты или бизнесмены, если бы они точно знали, что здесь у них не будет проблем с обычной бюрократией. Известно ведь уже немало историй, когда людей месяцами гоняют по кругу, выстраивают перед ними всевозможные процедурные барьеры. «Бывает и хуже: один наш соотечественник, старовер Михаил Реутов из Бразилии, оказался в спецприемнике для мигрантов. Он планировал получить гражданство РФ, но уже практически три месяца сидит только потому, что из-за разлива рек в Красноярском крае не смог вовремя туда вернуться и выехать из страны», – напомнил Мельников. Старовера признали злостным нарушителем миграционного законодательства и хотели его не только выслать, но и присудить длительный запрет на въезд, правда, правозащитникам все-таки удалось Реутова отстоять.