Избиратели привыкли к смене губернаторов хотя и через выборы, но по решению сверху. Фото РИА Новости
В 2024 году кроме мартовских выборов предстоит еще и переизбрание осенью как минимум 16 губернаторов. По поводу троих уже сейчас периодически появляются предположения о скорой отставке. После замены президентом главы Вологодской области явно по просьбе последнего подобный расклад чаще всего прогнозируют в отношении Мурманской, Оренбургской и Челябинской областей, которыми руководят образцовые технократы первой волны. Эксперты отмечают, что хотя в ноябре губернаторопада, видимо, ждать не стоит, возможны лишь единичные решения, однако поздней весной появятся все условия для «озеленения» регионов новым поколением управленцев.
Из 16 губернаторов, чье переизбрание в 2024-м по закону обязательно, 13 – это управленцы, севшие на свои посты в 2018–2019 годах. К представителям старой школы относятся только глава Волгоградский области Андрей Бочаров (с апреля 2014-го) и ставропольский губернатор Владимир Владимиров (с сентября 2013-го). Третий «старичок» подал в отставку 31 октября – и теперь экс-губернатор Олег Кувшинников уже занял кресло сенатора от Вологодской области.
Его добровольный уход, причем не столько формальный, сколько, похоже, действительный, актуализировал прогнозы об аналогичном исходе для глав Мурманской, Оренбургской и Челябинской областей Андрея Чибиса, Дениса Паслера и Алексея Текслера. Любопытно, правда, что вал публикаций о скором уходе то одного, то другого почти каждый раз завершается примерно похожим заявлением губернатора – мол, регион мне дороже всего, никогда его не покину. Между тем все трое, конечно, представляют собой типичных или даже образцовых варягов-технократов первой их настоящей волны 2019 года. Судя по всему, губернаторство для таких должно являться лишь одним из карьерных этапов. Кстати, статус высшего должностного лица они обрели после полугодового пребывания в роли временно исполняющего обязанности, назначаясь на хозяйство загодя еще весной.
Если в этих трех регионах замены и будут возможны, то их, наверное, следует считать экстренными. А вообще-то, по мнению опрошенных «НГ» экспертов, осенний губернаторопад фактически был отменен, видимо, его заменят весенним «озеленением» губернаторского корпуса. Главная причина, понятное дело, выборы президента 17 марта. Перед ними, конечно, можно было бы попытаться сменить в регионах «слабых коней», но тогда помимо плюсов есть риск заработать и минусы. А можно было ничего не менять, полагаясь на компенсацию федеральным ресурсом возможных электоральных эксцессов в отдельных субъектах РФ, чтобы уже потом избавиться от изношенных элементов системы. Судя по всему, в этом направлении федеральный Центр сейчас и двинулся.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Вряд ли сейчас будет волна отставок для укрепления электоральных позиций президента. Они возможны точечные, при форсмажорных – политических или личностных обстоятельствах. Но предугадать кандидатов на выбывание сложно, зачастую отставки не связаны с прогнозами, что хорошо видно на примере Кувшинникова». А вот по итогам мартовских выборов скорее всего пройдет волна отставок. По вбросам же слухов в отношении тройки технократов Обухов заметил, что это теперь обычное отражение сильных внутриэлитных конфликтов.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин предположил, что слухи об очередных отставках связаны с одним: администрацией президента опять были пересмотрены главные и второстепенные критерии эффективности губернаторов, то есть пресловутый KPI. Он напомнил, что эти критерии меняются регулярно, примерно раз в три месяца, хотя и не радикально. Сейчас особую значимость приобрел контроль за территорией социального благополучия граждан. То есть – своевременно ли выплачиваются зарплаты, реагирует ли губернатор на претензии населения, в том числе высказанные в соцсетях, есть ли уличные протесты. При этом, по информации Мухина, представления на ряд лиц действительно лежат на столах в верховных кабинетах. «Но чаще всего губернаторам сверху дается шанс на исправление, в отставку отправляют лишь тех, кто систематически совершает ошибки либо регулярно не купирует проблемы на местах. Слухи об отставках – это внутренние интриги и давление конкурентов. Скажем, составление рейтингов часто носит заказной характер», – подчеркнул он. Иными словами, по сведениям Мухина, плановых осенних отставок пока не готовится, хотя внеплановых, понятно, никто не отменял. Весной же может быть подготовлен целый пакет отставников, хотя в последнее время такая практика вроде бы была не очень популярной. Но корреляции с результатами президентских выборов искать в будущем обновлении губернаторского корпуса не стоит, основным окажется все тот же KPI.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что традиционно отставки совершаются весной и осенью – с марта до конца мая и с сентября по конец ноября. Однако в случае каких-то эксцессов возможны и внеплановые отставки с декабря по март. «Поскольку это личная прерогатива президента, невозможно заранее предсказать, кто, как и когда уйдет. Прогнозы часто не совпадают с реальностью, хотя те, кто вбрасывал либо прогнозировал отставки, даже если они произошли годы спустя, все-таки отмечают – «а мы же прогнозировали». По факту любые слухи и вправду рано или поздно могут стать реальностью», – заметил он. Макаркин при этом указал, что в настоящее время количество причин для отставок сократилось. Губернаторы все – это государевы люди, неугодных не осталось в принципе, а потому их чаще всего не убирают, а перемещают либо по горизонтали, либо на федеральный верх. И эксперт полагает, что если осенние отставки еще и произойдут, то вряд ли они будут связаны с подготовкой к президентской кампании. Механизм мобилизации избирателей административным ресурсом отлажен, роль губернаторов здесь небольшая, в нынешних условиях никто из элит и не подумает вести игру против главного кандидата. Хотя, конечно, если вдруг обнаружится, что в каком-то регионе крайне непопулярный губернатор, то как раз его и могут уволить. Сейчас таковых вроде бы не просматривается, скажем, у того же главы Петербурга Александра Беглова, которого ранее много ругали, сейчас все очень неплохо. «В нынешней России во многом вернулись к традициям советского времени, произошла деперсонализация губернаторского корпуса. Их личности волнуют только политиков, журналистов и экспертов, а для граждан имена не имеет большого значения, как когда-то было с первыми секретарями обкомов. Меняется губернатор – и меняется, хотя, в отличие от советского времени, это и происходит через выборы. Такие кампании не имеют интриги, их результат понятен, поскольку радикальных оппонентов, как правило, до выборов не допускают. И при этом граждане не выходят на протесты потому, что понимают всю формальность процедуры. Интрига, может быть, бывает лишь в том, будет ли это земляк или варяг», – заявил «НГ» Макаркин. По его мнению, весенние ротации скорее всего будут связаны с выборами в сентябре, чтобы врио успели освоиться на территории. А вбросы о нынешних отставках – это действительно проявление конкуренции внутри власти и между бизнес-группами.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что под вбросами слухов все же есть реальная почта. Так, все три упомянутых губернатора вроде бы сами хотят либо перейти на другие должности, либо уйти в частную жизнь или бизнес: «Чибис давно, как и Текслер, стремится, как говорят, попасть в правительство РФ, Паслер якобы планирует вообще покинуть госслужбу». При этом, по мнению эксперта, термин «губернаторопад» сам по себе уходит в прошлое. Он был придуман в ту эпоху, когда в регионах были крайне непопулярные главы, чей антирейтинг часто превышал все усилия по повышению их рейтинга. Но сейчас времена изменились, так что если кого и могут отправить в отставку из фигурантов выборов 2024 года, то в первую очередь тех, кто уже давно на территории. Однако все пойдет в рабочем порядке, кампанейщины ждать не стоит. Таким образом, полагает Калачев, «осенью отставки случатся уже вряд ли, до президентских выборов четыре месяца, а новый человек должен по-всякому входить в курс дела». Однако по итогам выборов уже весной может пройти волна, «причем, ее высота будет зависеть и от результатов голосования в том или ином регионе, и от ряда прочих факторов».