На фото министр культуры Ольга Любимова. Фото сайта duma.gov.ru
В Государственной думе 29 ноября состоялось пленарное заседание, на котором министр культуры Ольга Любимова выступила с государственным докладом о состоянии этой сферы и отчиталась по итогам работы ведомства в 2022 году. Депутаты от фракций задали чиновнице наболевшие вопросы.
Главными и в докладе министра культуры, и в рамках депутатской дискуссии отмечены три проблемы, по сути, составляющие план работы Минкультуры уже давно, но все никак не переходящие из разряда целей в разряд качественно реализуемых задач. Во-первых, охрана памятников федерального и регионального значения. Во-вторых, проблема национального кинематографа. И, в-третьих, кадровый дефицит в небольших населенных пунктах, а также изношенность материально-технической базы и даже аварийное состояние учреждений культуры по всей стране.
Помимо стратегических решений обозначенные лакуны требуют серьезных бюджетных вложений, но здесь дискуссии бесполезны. «На 2024 год – бюджет сложный», – сказала Ольга Любимова. В этих условиях министерству тем не менее придется реализовывать цели, обозначенные в новой редакции Стратегии государственной культурной политики до 2030 года.
По словам Любимовой, в документе обозначены приоритеты будущего. В них входят: сокращение диспропорции доступности организаций культуры между городским населением и населением сельских пунктов и малых городов; модернизация театров юного зрителя и детских школ искусств; обновление библиотечной системы; развитие национальной цирковой школы. Еще один приоритет – сохранение объектов культурного наследия. Говоря о реставрации, Любимова отметила, что всего в едином реестре объектов культурного наследия находятся 154 тыс. памятников. Чтобы оценить темпы, достаточно привести цифры за период 2020–2022 годов, когда министерство завершило реставрацию всего 118 объектов. С одной стороны, много, с другой – капля в море, дефицит отрасли насчитывает миллиарды. К тому же есть законодательные препоны, которые, например, не позволяют обязать собственника здания проводить работы по сохранению объекта культурного наследия. Множество памятников только консервируется, чтобы когда-то в далеком будущем дождаться реставрации.
Депутаты высказали претензии и предложения к Министерству культуры. Если оставить за скобками реплики про «отъехавших» артистов или донесения на избранные институции (так, уральский «Ельцин-центр» упоминается депутатами не иначе как рассадник иноагентов), то были и забавные идеи. Например, к разработке ведомством было предложено развитие туризма внутри страны с точки зрения особенностей русской культуры, чтобы в гостиницах были не хамамы, а бани и отельный завтрак подавался бы не «английский», а из национальных кухонь народов России.
Конечно, самой дискуссионной стала тема национального кинематографа. Как его развивать? Ведь, кажется, именно сейчас, вне конкуренции с Голливудом, для него настает самое выгодное время. Но как в басне «Лебедь, рак и щука», в Госдуме, судя по высказываниям, депутаты по-разному видят перспективные направления. Предпочтения российских кинозрителей, по оценке Минкульта, сходятся в интересе к семейному кино и анимации (последние лидеры кинопроката – «Чебурашка» и «По щучьему веленью», забравшие треть всех сборов). Их, видимо, и планируют развивать дальше, коль скоро будущий 2024 год объявлен Годом семьи.
Но этого мало. Внимание к традиционным ценностям в российской культуре должно быть отныне более четким. «Ваше министерство особенное: оно формирует главный нематерильный продукт – мировоззрение. Многодетная семья будет нормой жизни, заявил президент, но то, что мы видим в кино, проводит скорее антисемейную политику. Смотрите, у нас даже Чебурашка один в семье. Как министерство будет исправлять ситуацию по пропаганде семейных ценностей?» – задала острый вопрос Нина Останина из фракции КПРФ.
Депутаты-мужчины были, напротив, озабочены патриотическим контентом и пожаловались, что фильмы о СВО не рекламируются должным образом и вообще ставятся в прокат в непривлекательное для зрителей время. Неожиданным на этом фоне было выступление Ярослава Нилова из ЛДПР, удивленного отзывом прокатного удостоверения у фильма «Айта». Своим вопросом он косвенно раскритиковал охранительные меры, принятые Минкультом. Любимова объяснила свое решение неоднозначной реакцией на фильм и якобы жалобами от зрителей. «Тематика межнациональной розни в нашем обществе – спорная», – сказала министр. И подчеркнула, что уже были проведены беседы (видимо, воспитательные) с режиссером Степаном Бурнашевым, для того чтобы в будущем «сделать более тактичными темы, которые могут вызвать раздражение в современном обществе».
Счетная палата тем временем озабочена не художественными, а отраслевыми показателями и фиксирует, что концепция отечественной кинематографии до сих пор официально не принята. «Объемы поддержки со стороны государства с каждым годом возрастают, но отсутствие критериев не позволяет дать полноценную оценку этих вложений», – сказал на заседании аудитор палаты Сергей Штогрин.
Так что Чебурашке срочно нужно придумать брата и сестру, а Министерству культуры – внятные критерии, чтоб уж точно никого не раздражать.