Фото сайта ru.usembassy.gov
На официальном портале правовых актов Минюст разместил новую версию положения о своих территориальных подразделениях. В документе указано, что региональные чиновники этого федерального ведомства подключаются к борьбе с иноагентами. Кроме обычных проверок им будет поручен и мониторинг лиц, имеющих соответствующие подозрительные признаки. Видимо, уже скоро реестр иноагентов станут пополнять более активно.
Проект приказа за подписью главы Минюста Константина Чуйченко выставлен на правительственном интернет-портале для общественной и антикоррупционной экспертиз. Эта формальность, прописанная в законе, на содержание итоговых текстов почти не влияет. Поэтому вполне можно предположить, что в будущем обновленном положении об управлениях Минюста в субъектах РФ останутся все те же нормы.
В пояснительной записке к проекту приказа указания о борьбе региональных филиалов с иноагентами сформулированы таким образом, что создают впечатление о предстоящем появлении в стране как бы политической полиции. «В положение добавлены полномочия территориальных органов по государственному контролю за деятельностью иноагентов, в частности, по проведению плановых и внеплановых проверок на предмет соблюдения законодательства РФ об иноагентах, мониторинга в отношении лиц, имеющих признаки иноагентов», – говорится в данном документе.
В тексте самого положения стратегическая задача расписана подробнее, но уже не выглядит настолько грозно. Но это действительно напоминает инструкцию о проведении реальной оперативно-разыскной деятельности. Самой же главной новацией стало седьмое положение пункта 73: «Выносит письменные предупреждения лицам, указанным в ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 14.07.22 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», которые своими действиями (бездействием) способствуют нарушению иноагентом законодательства об иноагентах». Если посмотреть на соответствующую норму указанного закона, то становится ясно, что региональное подразделение Минюста становится в каждом конкретном субъекте РФ ключевым в политических вопросах.
Потому что закон дает полномочия предупреждать и профилактировать всех подряд. Это «органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физические лица независимо от их гражданства или при отсутствии такового», которые обязаны в своей деятельности учитывать все ограничения, введенные для иноагентов. Сейчас их около двух десятков, но нетрудно предугадать, что постепенно перечень будет пополняться. Как и сам реестр иноагентов, о чем недвусмысленно говорится в той же ч. 5 ст. 1: «Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иноагентом законодательства РФ». Минюсту, напомним, в этом законе поручено контролировать именно всех в стране, а не только тех, кто уже получил соответствующий статус.
Как известно, тем же законом введен и еще один список – лиц, аффилированных с иноагентами. Доступ к его содержимому для широких кругов закрыт, но любой гражданин имеет право сделать в Минюст запрос, чтобы узнать, нет ли его там. Само же ведомство данные сведения будет оглашать в случае служебной необходимости – например, в отношении какого-то кандидата на некую выборную должность. Понятно, что в одиночку центральный аппарат Минюста с такими обширными задачами не справится, но вскоре территориальные подразделения облегчат эту работу, потому что будут накапливать первичную информацию. В связи с этим вполне можно предположить, что в будущем году реестр иноагентов будут расширять и активнее, и более массированно. Видимо, уйдут в прошлое времена, когда каждую пятницу список неблагонадежных пополнялся лишь на полдесятка человек или организаций.