В едином порыве депутаты Госдумы подписались под законопроектом о наказании оппозиционеров рублем. Фото с сайта www.duma.gov.ru
В Госдуму внесен законопроект о конфискации имущества за покушение на государственные устои. В основном это «политические» уголовные дела – об экстремизме, о пропаганде нацизма, дискредитации армии, подрыве безопасности, содействии зарубежным санкциям, об угрозе территориальной целостности РФ и пр. Инициатива подписана почти всеми депутатами, рассмотрят ее оперативно. Текст согласован с силовиками и соответствует действующей правовой конструкции. Формально конфискация остается мерой компенсации за преступления, хотя фактически становится особым наказанием для противников и критиков власти. Однако в России не раз бывало, что каток догонял и тех, кто его запускал.
Как ранее и обещал председатель Госдумы Вячеслав Володин, инициатива о расширении института конфискационных мер появилась на Охотном Ряду 22 января. Поэтому новостью стал уже тот факт, что депутаты будут рассматривать законопроект в ускоренном режиме. Профильный комитет нижней палаты по законодательству и госстроительству моментально одобрил только что внесенный документ. Первое чтение запланировано на среду, 24 января, но дальнейшие процедуры явно не будут откладываться надолго.
Под предложением наказывать за пресловутые антигосударственные преступления еще и приговором об изъятии имущества подписались, по подсчетам «НГ», сразу 396 законодателей. Но это, конечно, вовсе не предел консолидации, список имен явно будет дополняться. Ведь официально отказались разделить общую инициативу лишь «Новые люди», а это только 15 из 450 депутатов. Общефракционный характер того или иного законопроекта, который к тому же сопровождается его поголовным одобрением, обычно означает, что происходит реализация указаний с самого руководящего верха. Таким образом, нет ни малейших сомнений в том, что обновление Уголовного (УК) и Уголовно-процессуального (УПК) кодексов произойдет в ближайшее время.
Как представляется, это продиктовано политической необходимостью для власти быстро расширять и показательно ужесточать борьбу со своими противниками, которые в основном сбежали за границу, и критиками, которые пока остаются на территории страны.
Однако почти все из них собственно не предпринимают каких-то действий, а только высказываются в такой манере, которая не нравится властям. Хотя глава комитета ГД по законодательству Павел Крашенинников заявляет, что обратной силы новый закон ни в коем случае не обретет, действующие правовые конструкции позволяют карать также и за прежде совершенные преступления. Например, благодаря вновь открывшимся обстоятельствам, показаниям раскаявшихся сообщников или просто в результате сложения различных уголовных дел в одно и т.д. и т.п.
Напомним, что под конфискацией понимается «принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества» по длинному списку. Например, деньги, ценности, движимость и недвижимость, полученные по результатам преступлений, которые указаны в специальном списке статей УК. Или имущество, переведенное в какие-то другие формы для его сокрытия. Или, наоборот, предназначенное и используемое для определенных преступных замыслов. Или вообще являющееся орудиями преступлений. Короче говоря, ст. 104.1 УК показывает, что конфисковать можно только что-то незаконное, то есть конфискация представляет собой компенсационную меру.
Этот подход в поправках в принципе сохраняется, но сами они создают возможность для более гибкого применения данного инструмента. Ведь все дело в том списке статей УК, которые теперь тоже смогут сопровождаться компенсацией. Это так называемые политические преступления, которые вменяются заведомо, то есть самим фактом их предъявления подозреваемым и обвиняемым. Иными словами, как показывает практика, если кто-то задержан за дискредитацию армии или экстремизм, то такой приговор ему в итоге и выносят, оправдания тут случаются в единичных случаях, да они и не страхуют от повторного обвинения. Как указывается в пояснительной записке, под конфискацию подпадают наиболее «популярные» сейчас преступления.
Депутатами особо выделены восемь статей УК. Это ст. 207.3 УК (распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ), ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и ст. 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение целостности РФ). Тут же ст. 280.3 (публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ), ст. 280.4 (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности), ст. 284.2 (призывы к введению мер ограничительного характера в отношении РФ и граждан РФ), ст. 284.3 (оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых РФ не участвует, или иностранных госорганов) и ст. 354.1 (реабилитация нацизма). В списке особо отмеченных также весь куст антидиверсантских статей. При этом в базовую норму о конфискации добавляются два новых квалифицирующих признака – корыстные побуждения или наем, а также разжигание того или иного вида вражды и ненависти. Заметим, что оба добавления, а последнее – особенно, представляют собой пресловутые «резиновые» нормы, которые можно применить в любой момент, даже не слишком утруждаясь доказательствами таких мотивов. В подобную же категорию можно отнести и экстремистскую деятельность, которой в последнее время часто признают политический активизм, вызывающий опасение власти.
Между тем общедумский законопроект заранее согласован как с правительством, так и с Верховным судом РФ – у тех не возникло к поправкам ни малейшего замечания. В материалах, распространенных в Госдуме, также отмечается, что документ получил одобрение у Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета России. Таким образом, основные правоприменители готовы действовать.