Фото сайта council.gov.ru
Борис Надеждин сообщил «НГ», что его штаб имеет в своем распоряжении не менее 200 тыс. подписей. Теперь начинается их подготовка для представления в ЦИК. Подписные листы из-за границы поданы не будут, это была символическая поддержка. А к автографам, собранным в столицах у жителей других регионов, Надеждин относится с фатализмом: мол, если забракуют, то сложится прецедент. Эксперты полагают, что качество документов большого значения не будет иметь ни при положительном, ни при отрицательном политическом решении власти по поводу регистрации этого кандидата.
Пока штаб Надеждина добирает подписи в 13 регионах, его сайт 25 января подвергся очередной спам-атаке. Утром в четверг там было обозначено 158 тыс. собранных подписей. Впрочем, «НГ» заметила, что в последние дни цифра обновляется один-два раза в сутки, причем ночью она обычно увеличивается сразу на 15–20 тыс. Таким образом, вполне можно было предположить, что 26-го числа, то есть к заранее запланированному дню завершения сбора, будет не менее 180 тыс. автографов.
Однако сам Надеждин уже сообщил «НГ», что, хотя сайт это и не фиксирует, по России собрано более 200 тыс. подписей, но пару дней кампания еще продолжится на всякий случай. Между тем в интернете развернулась дискуссия о том, допустим ли был сбор подписей за границей. Таких точек, судя по сайту Надеждина, было 96 – в Турции, Казахстане, ОАЭ, Таиланде, Израиле, Индии, странах Евросоюза, США и пр. Напомним, что речь идет о тех подписях, которые собирались среди «зарубежных граждан РФ» по региональным квотам.
Между тем ст. 38 закона об основных гарантиях избирательных прав содержит прямое указание на признание таких подписей недействительными: «Недействительными считаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых расположено за пределами территории соответствующего субъекта РФ, при сборе подписей за пределами территории РФ – подписи избирателей, не проживающих постоянно за пределами территории РФ». Например, Telegram-канал «Выборы, всем ЦЫК!» в последнее дни неоднократно обращал внимание штаба Надеждина на это обстоятельство. Более того, данный ресурс, указывая на вторую норму из вышеуказанных, высказывал опасение, что Центризбирком забракует и собранные в столицах региональные подписи. Правда, так и не объясняя, а как ЦИК сможет определить, где точно происходил сбор, ведь подписные листы предлагались гражданам в соответствии с их формальным местом жительства.
Надеждин отозвался на подобные предупреждения так: «Подписи из-за границы мы приветствуем, но в ЦИК не понесем, поскольку у нас достаточно подписей, собранных внутри страны. Однако, поскольку заграничные подписи нам ничего не стоят, не надо платить сборщикам, то можно устроить акцию и собрать вообще миллионы, чтобы посчитать, сколько там россиян». По поводу региональной нормы закона он пояснил: «Поскольку никто никогда не делал сбор в разных регионах среди приезжих, то непонятно, как ЦИК к этому отнесется. Однако считаем, что мы все россияне, так что если подпись сдана в подписном листе того субъекта РФ, где человек прописан, то проблем быть не должно».
Эксперт по выборам Андрей Бузин заметил «НГ»: «В принципе норма закона действительно дает право признавать подписи из-за границы недействительными, если их оставили россияне. Эта норма не выглядит справедливой, потому что гражданин – он и в Африке гражданин и вроде бы имеет все права. Но это принято на всякий случай в 2011 году перед очередными президентскими выборами. Причем так расплывчато написано, что неясно, как долго должны проживать за границей эмигранты, чтобы их подпись стала недействительной, а также – временно или постоянно. При этом тоже непонятно, а как доказать, что эмиграция, к примеру, временная. Однако у нас многие законы специально написаны для того, чтобы госорган мог трактовать их так, как посчитает нужным».
Бузин сказал «НГ», что в принципе по этим нормам пока никому не отказывали в регистрации, так что если Надеждину откажут, то будет прецедент. «Если вдруг Центризбирком не найдет 5% брака, то всегда сможет обратить внимание, где именно подписи были собраны. Хотя по подписным листам просто так не отследишь, таких данных в них нет. И поэтому здесь ключевые фигуры даже не подписанты, а сборщики и нотариусы. К примеру, ЦИК может послать запросы в МВД, ФСБ или МИД, чтобы запросить место нахождения данного человека. Выбор проверочных инструментов широкий», – подчеркнул он.
Что же касается граждан, то ЦИК может, например, насторожить тот факт, что подписи, собранные на листе, имеют адреса в разных районах города, что, конечно, исключено, скажем, при поквартирном обходе людей. Так что засвидетельствовать местонахождение человека в другом регионе ЦИК при желании способен – хотя бы в соответствии с данными МВД. В принципе, по мнению Бузина, «поймать» подписи из других регионов будет сложнее, чем отследить заграничные листы. «Но ЦИК это орган, курируемый администрацией президента. Поэтому, если поступают определенные указания, то закон толкуется волюнтаристски. Но в принципе, если Надеждин не получит бесплатного телеэфира, то ничего страшного в регистрации протестного кандидата вроде бы нет», – пояснил Бузин. Так что если будет политическое решение по отказу в регистрации, то, скорее всего, его обоснуют либо техническими ошибками, либо, если ошибок не обнаружится, то прецедентом с заграничными подписями. Снимать же за российские подписи из разных регионов все-таки вряд ли будут: «Если ЦИК начнет разбирать, к примеру, подписи новосибирцев, поданных в Москве, и за это снимать с выборов, то это имиджевый удар по ним. Мы все граждане России, а крепостного права и обязанности проживать по адресу регистрации нет».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Любое мероприятие по сбору подписей является мобилизационным, увеличивая шансы кандидата не только на регистрацию, но и на голосование за него. Поэтому штаб Надеждина и не говорит «Стоп!». Подписанты приводят друзей и родственников, и есть большая вероятность, что все эти люди потом станут электоратом. А если он не пройдет регистрации, то и с точки зрения имиджа выгоднее будет сказать, что было собрано больше положенного, показать фото и видео из регионов. Например, для того, устроить скандал, высказав сомнение в легитимности выборов». Эксперт подчеркнул: «Решать, конечно, будет не ЦИК. Сейчас все зависит от того, если ли Надеждин в сценарии президентских выборах. Если есть, то подписи пройдут проверку, а если нет, то не пройдут. Тогда и станут смотреть, искать ли в первую очередь технические ошибки или предъявить кандидату ошибку политическую. В принципе при нынешней политической ситуации обвинить в том, что подписи привезены из-за границы – это вполне возможное решение. Повод будет убедителен для внутренней аудитории. Но, с другой стороны, это означает дать понять релокантам, что они не нужны стране, так что и возвращаться не стоит». Вместе с тем, сказал «НГ» Калачев, «подписантов не из тех регионов, где они должны находиться, вряд ли будут банить». Потому что политически это наносит удар самой власти. «Ведь столько было рекламы, что, скажем, избиратели из новых регионов могут проголосовать в любом месте, что все у нас равны в правах. А если Надеждина снимут за подписи, собранные в одних субъектах РФ за другие, то возникнет явное противоречие с таким месседжем», – считает эксперт. Между тем, пока подписи за действующего президента ЦИК проверяет до понедельника, а Надеждин готовится к сдаче своих документов, проявились и другие выдвиженцы. Сергей Малинкович от «Коммунистов России», Андрей Богданов от Российской партии свободы и справедливости и Сергей Бабурин от Российского общенародного союза уверяют, что и их подписные кампании близки к завершению. В отличие от Ирины Свиpидовой (Демократическая партия России), которой тоже надо представить 100 тыс., и, тем более, от самовыдвиженцев Рады Русских и Анатолия Баташева, которые обязаны собрать по 300 тыс. подписей – и все это принести в ЦИК до 18. 00 31 января. Бабурин и Богданов утверждают, что и у них уже есть свыше 100 тыс., Малинкович же поясняет, что бумаги пока на подходе, но чистых 60 тыс. автографов имеется.Реагируя на эти, как представляется, несколько сомнительные заявления, Калачев напомнил, что регистрация данных кандидатов, как и Надеждина, вполне возможна. Для этого у власти есть свои резоны: например, Надеждин призван показать мизерность поддержки пацифистских взглядов, а Богданов для подстраховки должен будет дробить голоса либералов. Бабурин же нужен, к примеру, для демонстрации минимального значения «рассерженных патриотов», тогда как Малинкович традиционно пригодится в качестве помехи для КПРФ.
***
За сбором подписей следили и авторы общественно-политических Telegram-каналов.
«Беспощадный пиарщик», например, отмечает, что создание очередей на что-либо это довольно старый пиар-метод: «Применялся на заре раскрутки iPhone (в том числе в России), бургеров Тимати, умных колонок Яндекса. Очередь стоит собрать не очень дорого. Зато маркетинговый эффект! Упоминания в прессе. И вот, стало быть, в очереди облачились самые отсталые слои населения — политтехнологи».
Авторы канала «Мюсли вслух» приводят выдержки из законодательства, которые позволяют сделать вывод, что с признанием подписей у Надеждина действительно могут возникнуть проблемы: «Центризбирком вправе признать недействительным подписи, собранные за границей — их могут оставлять только постоянно проживающие избиратели, ранее отметившиеся в консульствах».