Минюст РФ продолжает трансформацию в настоящее охранительное ведомство. Фото РИА Новости
Уже больше трех недель – с 12 апреля – Минюст не пополняет список иноагентов. Версию насчет предпраздничных и выходных дней вряд ли можно считать достоверной. Как и предположение, что, мол, уже трудно отыскивать новых фигурантов. Чаще всего, когда государственное ведомство вдруг переводит какую-то свою, прежде актуальную, публичную функцию в рутинный режим, это означает, что появилась некая более важная задача. Как предполагает «НГ», таковой мог стать «единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации». Многочисленные указания на эту новую обязанность Минюста содержатся в принятых Госдумой 6 мая поправках в избирательное законодательство.
Шесть новых иноагентов от 12 апреля – пятеро физических лиц и одно юридическое – заняли позиции с 796-й по 801-ю. С тех пор список на сайте Минюста не обновлялся. То есть были пропущены пятницы 19 и 26 апреля, а также 3 мая. И если поначалу еще можно было предположить, что ведомство Константина Чуйченко просто решило выйти из пространства интернет-мемов – и отныне клеймить иноагентов в любые другие дни, то получается, что подтверждений это не нашло.
Имеется еще и чисто бюрократическая версия происходящего: дескать, чиновники загодя стали готовиться к будущих майским выходным дням. Конечно, последние апрельские пятницы трудно считать преддверием праздников, а вот первая майская действительно отмечена в календаре красным. К сожалению, никак не получится удостовериться в том, что в Минюсте все-таки что-то случилось, и 10 мая, которое тоже выходной. Придется ждать еще неделю, однако следует, видимо, сразу отмести то объяснение, что, мол, потенциальные кандидаты в иноагенты если и не кончились совсем, то стали редкими экземплярами. Например, зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев провел в своем Telegram-канале по этому поводу сравнение России и США и предложил: «И постепенно довести число иноагентов до тысяч, как у них. Чего там наши жалкие сотни. Ведь есть достойные кандидаты. Точно есть. Ищите лучше!»
Так или иначе, пока напрашивается лишь такой вывод, что Минюст, похоже, перевел процесс выявления иноагентов в своего рода рутинный режим. То есть эта работа по каким-то причинам, наверное, перестала быть настолько остроактуальной, насколько она была, к примеру, еще лишь пару месяцев назад. Обычно, когда то или иное государственное ведомство вдруг начинает таким образом притормаживать, это означает, что перед ним поставлена более важная задача. «НГ» отыскала намек на подобный поворот в принятых Госдумой 6 мая поправках в избирательное законодательство. Это единый реестр тех, кто будет объявляться экстремистом либо террористом.
Напомним, что наибольшее внимание в поправках привлек косвенный запрет иноагентам баллотироваться на любые выборные должности. Еще не менее любопытными оказались новации, связанные с кампаниями по поддержке кандидатов типа Бориса Надеждина или с электоральными акциями вроде призывов делать бюллетени недействительными. Отныне широкое общественное выдвижение ограничивается через ужесточение правил его финансирования. А «протестные полдни» превращаются в ничто, поскольку точное число «политически» испорченных бюллетеней уже будет невозможно посчитать (см. «НГ» от 06.05.24).
Между тем в многочисленных поправках от Госдумы есть и одно дополнение в закон «О противодействии экстремистской деятельности»: «В целях проведения проверки достоверности сведений, представленных в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах, федеральный орган государственной регистрации ведет единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации (далее – единый реестр)». Данное название только в новой редакции базового выборного закона – об основных гарантиях избирательных прав упоминается восемь раз. Например, фигурантов единого реестра нельзя допускать в состав избирательных комиссий – и обязательно немедленно выводить их оттуда, если какого-то избиркомовца внесут в этот реестр. «Политэкстремистам» также запретят записываться в наблюдатели за выборами, становиться доверенными лицами кандидатов и жертвовать деньги на кампании.
Еще несколько раз ссылка на новый единый реестр появляется и в других выборных законах, к которым были приняты поправки. Однако из их смысла выходит, что самим фигурантам списка «политэкстремистов» выдвигаться на выборы почему-то не запрещается. И это вряд ли недоработка, скорее всего тут действует та же логика, что и в отношении иноагентов. В изначальном варианте закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 2002 года для тех тоже были лишь околовыборные ограничения. И только сейчас законодатель дошел до запретов, пусть и закамуфлированных юридической казуистикой. То есть можно предположить, что сначала Минюст заведет новый реестр, потом поглядит, сколько туда людей попадает, а уже затем депутаты сделают то, что надо.
Кстати, напомним, что сейчас реестр лиц, причастных к экстремизму и терроризму, ведет Росфинмониторинг – и вроде бы он с этой задачей доселе справлялся. В реестре Росфинмониторинга на сегодняшний момент 15 тыс. позиций – примерно 14,5 тыс. физлиц и чуть более полутысячи организаций. Похоже, у данного ведомства его функцию никто и не станет отнимать, поскольку тут идет речь прежде всего о блокировке банковских счетов и транзакций. Минюст же станет проводить политическую линию.