Министр юстиции Константин Чуйченко согласен с усилением адвокатского сообщества. Фото фонда «Росконгресс»
Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ подготовит предложения о создании новой формы адвокатского образования. Речь может идти о появлении специальных фирм, которые будут создаваться исключительно для юридической деятельности. Таким образом, пресловутая адвокатская монополия может распространиться не только на суды, но и на весь рынок соответствующих консультаций. Неорганизованным юристам, видимо, будет предложено с него уйти или каким-то образом влиться в стройные ряды единой корпорации.
На площадке ФПА прошел круглый стол с участием представителей Минюста, по итогам которого появится специальная рабочая группа. Она займется подготовкой дополнений в закон об адвокатуре о новой организационно-правовой форме адвокатского образования. Тема регулирования профессиональной юрпомощи обсуждается уже не первый год – например, на Петербургском международном юридическом форуме в 2023-м министр юстиции Константин Чуйченко твердо высказался: площадкой для профессионализации судебного представительства должна стать адвокатура.
Как рассказали в этом ведомстве, там сейчас «рассматривают возможность» внесения поэтапных изменений в законодательстве. С одной стороны, о профессионализации судебного представительства, а с другой – о создании условий работы в рамках адвокатуры для тех юристов, которые «пожелают вступить в корпорацию, чтобы продолжать деятельность в качестве судебных представителей». То есть речь идет о новой организационно-правовой форме адвокатского образования – «адвокатской фирме». В ходе круглого стола было рассмотрено три варианта. Первый – любая форма, предусмотренная Гражданским кодексом, второй – ограниченное число форм, например, ООО или производственный кооператив, третий – адвокатское бюро с дополненным функционалом. «Осталось определиться, по какому из этих вариантов следует идти, и разрабатывать его», – отметил первый вице-президент ФПА Михаил Толчеев.
Как пояснил «НГ» президент адвокатского бюро «Адвокатская фирма «ЮСТИНА», член совета ФПА Виктор Буробин, организация юрпомощи в России существенно отстает от потребностей современной экономики. В этой части она «не соответствует не только мировой юридической практике, но собственно и реалиям сложившегося рынка юруслуг». Есть две большие задачи, которые необходимо решить. Первая – объединить, причем не насильно загоняя, а комфортно объединяя, на базе адвокатуры всех субъектов оказания юрпомощи через закрепление в профильном законе новой формы – «адвокатской фирмы», которая будет учреждаться как обычное юрлицо, но со специальной правоспособностью, то есть исключительно для юридической деятельности. Это позволит вступать в договорные отношения с доверителями, применять конкурентоспособные методы управления, в том числе по вопросам страхования рисков. Предполагается, что это будет ООО, потому что в этом случае, заметил Буробин, та часть юристов, которая работает без адвокатского статуса и на коммерческих основах обслуживает бизнес, сможет в благоприятном режиме войти в адвокатское сообщество. Вторая задача – через закрепление понятия «адвокатская фирма» создать условия для формирования в России конкурентоспособных, в том числе и на мировом юридическом пространстве, юрлиц, оказывающих правовые услуги в соответствии с новыми вызовами мирового рынка.
Как сказал «НГ» управляющий партнер компании «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев, адвокаты должны иметь организационную возможность сопровождать масштабные индустриальные проекты, создавать крупные устойчивые коллективы для работы с крупными бизнес-задачами. Современная юридическая практика немыслима без значительных инвестиций, организационных навыков, профессионального управления. «Все это реализуется в форме фирмы, работающей по законам бизнеса. Адвокатам надо предоставить возможность создавать такие адвокатские фирмы», – убежден он.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант заметил «НГ», что его позиция давно сформировалась: адвокат, желающий оставаться востребованным и успешным, должен суметь адекватно ответить на новые вызовы, посылаемые самой жизнью. «Оставаясь внутренне свободным, не теряя индивидуальность и способность к самостоятельному профессиональному творчеству, он должен уметь эффективно проявлять эти качества при работе в команде», – подчеркнул он. При этом важно, чтобы такую команду составляли единомышленники, обладающие не только высокой квалификацией, но и общим пониманием ценностей профессии. И умеющие сочетать их с удовлетворением материального интереса: большая и сложная работа должна приносить достойный доход. «Нет никакого секрета в том, что такие команды де-факто уже сложились и работают, но вынуждены де-юре «вписывать» реальность в прокрустово ложе существующих форм адвокатских образований», – подчеркнул эксперт. Следовательно, адвокатской корпорации и законодателю нужно признать реалии, создать нормативные условия для эффективной реализации этой задачи. «Как это сделать – в целом понятно и даже написано. Детали нужно додумать и согласовать. Ничего нерешаемого, непреодолимого здесь нет», – сказал Клювгант. И такие перемены, уверен он, помимо прочего помогут и усилению корпоративного духа адвокатского сообщества, а значит – и его большей сплоченности и защищенности. Что в нынешних условиях, уточнил адвокат, мягко говоря, совсем нелишне.