Президент РФ сделал Андрею Турчаку предложение, от которого не отказываются. Фото с сайта www.kremlin.ru
Совет Федерации 5 июня прекратит полномочия первого вице-спикера Андрея Турчака. Теперь уже экс-сенатор направлен президентом в Республику Алтай, от чего, конечно, нельзя было отказаться. Однако данное назначение было загодя анонсировано в СМИ, чтобы, видимо, не случилось обратного хода. Объяснения выдвигаются самые противоположные, но сходные в том, что бывший секретарь генсовета «Единой России», похоже, угодил под кадровую синусоиду – не сослан, а перемещен по горизонтали и вертикали. Это напоминает эффект домино, вызванный, возможно, существенными рокировками внутри власти среди конечного числа фигурантов.
Президент РФ Владимир Путин 4 июня на встрече с Турчаком пояснил: «Я хотел вас попросить вернуться в исполнительные органы власти и возглавить один из регионов.
Регион перспективный, особенно сегодня, имея в виду бурное развитие и наши планы развития туристической области, – имею в виду Республику Алтай». С этого момента экс-сенатору только и осталось сказать спасибо за оказанное доверие: «Безусловно, я сделаю все для того, чтобы вас не подвести».
Интересно, что Путин после получения такого формального согласия еще раз объяснил Турчаку, что такого есть и специфического, и одновременно важного в этом регионе. Могло возникнуть впечатление, что это своего рода как бы даже и извинения за такую своеобразную кадровую синусоиду. Ведь Турчак уже когда то целых восемь лет возглавлял Псковскую область – еще один субъект РФ, тогда фактически не слишком значимый, но также потенциально перспективный. Теперь уже бывший секретарь генсовета ЕР смог попросить о личной встрече с президентом после вхождения в курс дела, но услышал, правда, такой ответ, что это, мол, обычная практика.
Короче говоря, весь антураж, включая формат беседы – через видеосвязь, вроде бы свидетельствовал в пользу версий о некоей опале Турчака. Они сразу возникли накануне, как только газета «Коммерсантъ» опубликовала соответствующую утечку информации. И это, кстати, выглядело не слишком уже обычным делом, когда в СМИ, по сути дела, анонсируется одно из важнейших кадровых решений президента РФ, который, как считается, никогда не допускает подобного раскрытия его планов. Иными словами, заметка о судьбе Турчака выглядела подобием обратного клапана, не пускающего поток вспять. И, наверное, такое могла себе позволить сделать только одна из наиболее мощных внутривластных групп, которая заранее получила сверху гарантию неотменяемости назначения на далекий Алтай первого вице-спикера Совета Федерации и сопредседателя рабочей группы по поддержке СВО.
Не менее интересным оказалось и то, что слив информации был разделен между разными изданиями. И, например, газета «Ведомости» сообщила уже о дальнейших перемещениях. Скажем, полпред президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев якобы займет и вакантный партийный пост, и место Турчака в верхней палате. А интернет затем уже взорвался множеством прогнозов о дальнейших сдвигах, фактически описывая настоящий эффект домино. Перечислять их, видимо, не имеет смысла, но один сюжет, наверное, стоит выделить – вроде как принятое решение о слиянии Республики Алтай с Алтайским краем. Более того, его губернатора Виктора Томенко ряд блогеров уже отправил в отставку. Впрочем, перед самой встречей Путина с Турчаком пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отверг наличие планов по объединению этих регионов, но своеобразно – мол, у Кремля их нет потому, что по закону это должна быть инициатива заинтересованных субъектов РФ.
Тем не менее, когда теперь, оказывается, прессой прогнозируются со стопроцентной точностью решения в святая святых нынешней власти – кадровой сфере, следует попробовать понять, что означает подобная ситуация. Как уже писала «НГ», вокруг Путина, похоже, действительно стартовала большая рокировка (см. «НГ» от 13.05.24). Но вопрос в том, что стало ее причиной. Можно предположить, что, возможно, та динамическая балансировка власти, которой президент занимается обычно постоянно, по разным причинам была несколько приостановлена. В этом процессе накопилось поэтому энное количество ошибок, исправление которых и выглядит неким существенным изменением, хотя на самом деле оно текущее. Или же все-таки внутривластные группы действительно решили дожать до решений все свои замыслы и планы – пресловутые «хотелки». Нельзя исключать и того, что Турчак мог стать лишним в той гипотетической «гонке принцев», к которой, по мнению ряда экспертов, Кремлем сейчас допущены лишь двое представителей самых мощных кланов. Кстати, и остальные потенциальные «последователи Путина», похоже, расставлены сейчас по своим отдельным постам также в данном контексте.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов заметил «НГ»: «Перестановки в правительстве и на губернаторском уровне – это демонстрация непредсказуемости и спонтанности власти. Поскольку именно в этой спонтанности и непредсказуемости в представлении власти отчасти и есть элемент ее магии. Когда ни один из чиновников не имеет четкой оценки: хорошо или плохо он работал. И не важно, Мишустин это, Комарова, Турчак, Шойгу или кто-то еще. Всегда можно либо бороться за продолжение дела бывшего чиновника, либо говорить, что там приходится разгребать завалы, которые накопились при предшественнике».
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что, с одной стороны, у тех же губернаторов копятся ошибки, как это и случилось на Алтае. «Поэтому территории пытаются взять под контроль через новые назначения. И выстроить новую систему управления, уже полностью подконтрольную федеральному Центру. Алтайский узел – одна из болевых точек на карте России. При этом, конечно, происходит и балансировка сил на федеральном уровне, ведь каждый клан стремится продвинуть своего кандидата», – считает он. По словам Обухова, «с Турчаком все неоднозначно, пока это напоминает штрафной круг как в биатлоне». То есть по сравнению с остальными «принцами» пока его положение не выглядит выигрышным, хотя в целом решения больше похожи на тактические, нежели стратегические.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Очевидно, что каждое кадровое решение создает основы для следующего. Можно назвать это принципом домино. Балансировка на федеральном уровне идет постоянно, кадровые ошибки в регионах исправляются регулярно. Но тут уже не просто рабочая балансировка. Тут влияние СВО и создание плацдармов на будущее. Сквозь призму интересов СВО, и связанных со спецопераций обещаний президента, надо рассматривать теперь буквально все». Например, напомнил он, предыстория с Турчаком, не совсем понятно: «Повлияли ли на него праймериз, где функционеры обыграли ветеранов? Скорее да, чем нет. Но если бы не борьба кланов, то никто бы этот повод не протолкнул. А кто-то ведь протолкнул». То есть одни ресурсные игроки наращивают свое влияние, а кто-то в аппаратных битвах влияние теряет. «Путин всегда строил систему баланса и сдержек, чтобы рулить самому. Некоторые хотели бы разворота к более идеологизированной и мобилизационной модели, но Путин к людям относится консервативно, старается беречь кадры – если обновление, то в разумных пределах. Борьба за влияние продолжается, а Путин как арбитр не допускает перекосов. Ведь, собственно, только он и субъектен», – подчеркнул Калачев.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ»: «Нет никакого эффекта домино! Есть четко спланированная кадровая ротация. Но пока невозможно предсказать, закончена ли она на ближайшее время, об этом знает только узкий круг лиц». Между тем эксперт уверен, что ротации имеют именно системный характер, хотя допускает, что в случае с губернаторским корпусом изменения были неожиданными даже для многих конфидентов власти. При этом Мухин напомнил: «Обкатка доверенных лиц президента идет не только через федеральный, но и через региональный уровень. Как было, например, с Дюминым, Алихановым, Старовойтом и другими. Поэтому назначение Турчака – это как раз такая региональная обкатка, получение опыта в регионе. Чтобы на федеральном уровне при последующем повышении назначенец имел опыт самый разнообразный». А по поводу своего рода «последнего парада» внутривластных групп эксперт выразился так: «Есть четкий сигнал сверху: забудьте про трансферт, сосредоточьтесь на работе».
* * *За перемещениями политиков внимательно следили и авторы общественно-политических Telegram-каналов.
«Природные красоты «русской Швейцарии», как часто называют Алтай, могут и должны стать доступнее для жителей нашей страны, - отмечают авторы канала «Мышь в овощном». - За этим стоит масса прикладных задач, от привлечения инвесторов и создания инфраструктуры, до решения вопросов с кадрами и популяризации данного направления у массового внутреннего туриста».
«Теперь перед ним новый вызов. Россия продолжает глобальный разворот на Восток, и Республика Алтай с её уникальным трансграничным положением (рядом Казахстан, Китай и Монголия) в недалеком будущем станет участником больших логистических и транзитных проектов стратегического значения», - полагают авторы канала «Мюсли вслух».
«Республика Алтай сравнительно небольшой, но стратегически важный регион. Он прямо граничит с Китаем и Казахстаном, а также с Монголией, фактически являясь последней точкой торговых путей в эти страны на территории нашей страны. С другой стороны, эта небольшая территория оказалась в хвосте недавно озвученного рейтинга качества жизни. Так что перед новым руководителем региона, очевидно, будет стоять задача развернуть ситуацию, причем в течение считанных лет, реализовав весь социально-экономический потенциал республики на благо ее жителей и гостей туристического региона», - полагает «Мейстер».