После небольшого перерыва депутаты Госдумы готовы возобновить борьбу с чуждым влиянием на Россию. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Госдума 11 июня рассмотрит законы о возможности признавать нежелательными иностранные организации, включая международные, без разбора их статуса. Не только неправительственные, но и созданные зарубежными государствами. Эта процедура давно была придумана для противодействия внешнему влиянию на избирательные процессы. Но если сейчас власти РФ быстро начнут формировать список фигурантов, то это, видимо, для того, чтобы информационно обезвредить аналогичные претензии со стороны Запада.
Полный пакет законопроектов о «расширенной нежелательности» поступил в Госдуму в течение февраля–апреля. Группа депутатов во главе с председателем комитета по безопасности Василием Пискаревым сначала внесла ключевую инициативу.
Затем уже появились более технические поправки в Уголовный кодекс (УК) и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Первоначально было понимание, что вроде бы новые нормы о возможном признании нежелательными любых иностранных и международных организаций будут приниматься под ближайший единый день голосования (ЕДГ). Однако потом рассмотрение пакета было приостановлено. И теперь понятно, что к ЕДГ-2024 депутаты не успевают, более того, они к нему явно и не хотели торопиться. Выборы в регионах уже объявлены, а первое чтение пакета намечено лишь на 11 июня. И кстати, с утверждением в целом нижняя палата явно не станет слишком спешить.
Например, на подготовку замечаний и дополнений к элементарным текстам планируется отвести две недели после первого чтения. Напомним, что базовая инициатива предполагает лишь исключение слова «неправительственная» из тех статей закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», где упоминается процедура признания нежелательными иностранных (международных) структур. В УК и КоАП ужесточения наказаний не предусматривается, там просто расширяется понятие субъекта правонарушения.
Возможно, правда, что как явное притормаживание соответствующих депутатских инициатив, так и предполагаемый срок до 25 июня на поправки намекают на возможные новации. В Госдуме уже давно практикуют обычай добавлять к первоначально пустоватым проектам что-нибудь максимально актуальное как раз ко второму чтению. Так что нельзя исключать, скажем, распространение механизма нежелательности на какие-то другие объекты, к примеру зарубежные СМИ или интернет-платформы. И конечно, в деле увеличения штрафов или сроков власти РФ никто не ограничивает. Напомним, что сейчас в корректируемой ст. 284.1 УК за участие в нежелательной организации полагается по максимуму посадка от года до четырех лет, за финансирование таковой – от года до пяти, а за организацию подобной деятельности несмотря на все запреты – от двух до шести лет. Административный же штраф для граждан, участвующих в нежелательной организации, по нынешним временам незначителен: от 5 тыс. до 15 тыс. руб.
Стоит напомнить, что изначально механизм объявления зарубежных структур нежелательными в РФ был введен для борьбы с теми организациями, которые из-за границы защищали права россиян в ходе избирательных процессов. В законе «О мерах воздействия…» так прямо и уточняется, что преследуются не просто абстрактные угрозы конституционному строю, обороноспособности и безопасности государства. Они расшифровываются в виде конкретного списка, затрагивающего все избирательные действия. Однако раз к нынешнему ЕДГ-2024 Госдума не успевает, то какая же цель у обсуждаемого сейчас пакета? Наверное, речь может идти о думской кампании 2026 года, хотя заботиться о ней настолько заранее, видимо, все-таки смысла нет: за пару лет ситуация может серьезно измениться в какую угодно сторону.
Поэтому более правильным будет посмотреть на возвращение к ранее отложенным инициативам с точки зрения их пригодности в информационном противостоянии с Западом. Там ключевыми выборами станет президентская кампания в США, уже разворачивающаяся так, как никогда ранее не разворачивалась. Появились уже и первые намеки в адрес России о неизбежном ее вмешательстве в эти выборы. Кстати, подведение итогов избрания депутатов Европарламента без темы российского вмешательства в их результат скорее всего тоже не обойдется. Поэтому-то власти РФ, судя по всему, решили подготовить список государственных и окологосударственных структур глобального Запада, которые будут официально признаны вмешивающимися в российские выборы.
Что же касается якобы внешнего вмешательства уже в конкретные внутрироссийские кампании, которым обычно прикрывают жесткую профилактику несистемной оппозиции, то новый пакет о «расширенной нежелательности» для этого, собственно, и не нужен. Власти вполне справляются имеющимися методами. Например, Центризбирком, сообщила глава ЦИК Элла Памфилова, уже подписал совместное письмо с Минюстом о выявлении среди заявителей на выборы или уже зарегистрированных кандидатов и иноагентов, и экстремистов, и просто лиц, аффилированных с этими как бы врагами народа. Более того, последними поправками в избирательное законодательство данному ведомству поручено вести единый реестр граждан, подозреваемых в причастности к экстремизму и терроризму. А иноагентам, как известно, теперь полностью запрещено как избираться самим, так и участвовать хотя бы как-то в этом деле для помощи кому-либо еще.
Между тем у правоохранительных органов или появятся, или уже появились новые основания для возбуждения проверок на предмет экстремистских проявлений. К примеру, замминистра юстиции Олег Свириденко, как раз и курирующий всевозможные реестры и списки, в выступлении в кулуарах Петербургского международного экономического форума указал на различные новые мотивы для враждебного России активизма, среди которых есть и такое, как «гей-национализм».