Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак предстал перед алтайскими элитами в качестве будущего руководителя. Фото с сайта www.altai-republic.ru
На 10 июня пришлось множество сообщений о выдвижении кандидатов на выборы, которые пройдут в единый день голосования (ЕДГ) 8 сентября. При этом конкуренция в ходе кампаний любого уровня, похоже, окажется минимальной. По большому счету уже можно сказать, что и губернаторов, и депутатов Госдумы в трех вакантных округах выберет «Единая Россия». Прочим партиям остаются региональные заксобрания и горсоветы столиц субъектов РФ, но и там им будет особо нечего взять сверх отведенной квоты.
Остающийся пока секретарем генсовета ЕР Андрей Турчак 10 июня был представлен в качестве врио главы Республики Алтай тамошним властям и элитам. И он сразу развернул избирательную кампанию. Одновременно разрешилась и интрига с единым кандидатом в Госдуму от Хакасии. Им все-таки стал экс-глава Минэнерго Николай Шульгинов.
Турчак действительно как-то подозрительно долго добирался до нового места своей службы. Однако, едва лишь оказавшись в Горно-Алтайске, с громкими заявлениями он решил не медлить. Ответы в жестком «камуфляжном» стиле последовали в адрес не только неких экспертов, предрекавших объединение небольшой республики с Алтайским краем, но и туриста, записавшего оскорбительное видео с перевала Кату-Ярык. Тот, кстати, уже публично извинился. А по поводу объединения Турчак технично заметил, что Конституция Алтая, которой только что исполнилось 25 лет, ничего подобного не предусматривает. То есть можно понимать и так, что это пока – а там, возможно, уже будет видно и что-то другое.
Понятно, конечно, что сейчас новому врио не до того, пока соцсети Турчака наполнены отчетами со всевозможных массовых мероприятий и встреч. Он уже заручился поддержкой местного отделения ЕР на выдвижение кандидатом, заявив, что может возглавить и список партии в Госсобрание республики, если ему доверят это дело. При этом алтайские единороссы, как федеральные перед президентскими выборами, намерены сформировать народную программу для всех будущих кандидатов. Короче говоря, секретарь генсовета ЕР занялся привычной для него организационной деятельностью, постепенно переходя и к агитационной работе. И нет никаких сомнений в том, что еще, как говорится, «на берегу» он, очевидно, пришел к договоренностям с ведущими политсилами региона на тот счет, что ему не станут мешать. Главную оппозицию на Алтае, напомним, представляет собой КПРФ, правда, в последние годы эта партия предпочитает разменивать пост главы исполнительной власти на определенную для нее заранее квоту в региональном парламенте. Скорее всего так случится и на этот раз.
Потому что усиленное желание коммунистов оставаться в рамках системного – «донбасского» политического консенсуса проявляется во всех возможных местах. Например, 10 июня принесло подтверждение той предварительной версии по поводу кандидата в Госдуму от одномандатного округа в Хакасии, которую не исключала «НГ». Это должен был быть выдвиженец одновременно и от КПРФ, и от ЕР (см. «НГ» от 30.05.24). И председатель Верховного совета Хакасии Сергей Сокол (ЕР) уже сфотографировался в кабинете главы республики Валентина Коновалова (КПРФ) не только с ним самим, но и вместе с бывшим министром энергетики РФ Шульгиновым. «Это зрелое решение и показатель нового уровня политического сотрудничества ради интересов жителей республики. Экономическая и финансовая ситуация в Хакасии требует консолидации, а не предвыборного партийного противостояния», – подчеркнул Сокол. А Коновалов в своих соцсетях пока ничего по этому поводу не сказал. Однако эта, судя по всему, последняя интрига ЕДГ-2024, таким образом, разрешилась не просто буднично, а полностью предсказуемо. Дело в том, что накануне ряд СМИ в очередной раз опубликовали очевидную утечку сверху о предстоящем политическом решении.
Таким образом, кроме Хакасии еще и в Брянской и Ростовской областях в нижнюю палату Федерального собрания от ЕР выдвинуты бывшие члены кабинета министров. Помимо Шульгинова это прежний глава Минспорта Олег Матыцин и экс-вице-премьер Виктория Абрамченко. Ясно, что конкуренты у них могут быть только технические – или таковых вообще не будет. Напомним, что кроме трех вакантных округов в Госдуму последние назначения, отставки и рокировки привели к тому, что кампании по выборам высших должностных лиц субъектов РФ проходят в 21 регионе, а еще в четырех местные губернаторы будут утверждаться на заседаниях парламентов по представлению президента РФ. Кроме того, в рамках ЕДГ-2024 будут выборы депутатов 13 заксобраний и 22 региональных столиц. Это не считая еще мэров Абакана и Анадыря, а также муниципальных собраний Санкт-Петербурга.
Иными словами, кампания складывается по-настоящему мощная – и без регулирования с помощью административного ресурса она точно не обойдется. Это стало заметно хотя бы потому, что та же КПРФ на места губернаторов в основном выдвинула либо первых секретарей реготделений, либо глав фракций в заксобраниях. Подавляющее их большинство – это люди системные, а главное – привычные к роли спарринг-партнеров власти. Показателем является и сплошное выдвижение фаворитов губернаторских выборов, то есть действующих начальников или назначенных президентов врио, от партии власти. Исключением станет, похоже, лишь Забайкальский край. Однако его руководитель Александр Осипов уже получил от главы государства пожелания удачи, а значит, ЕР будет его поддерживать по умолчанию, но молча. Похоже, рейтинги единороссов в данном регионе по-прежнему не хороши, а против Осипова, позиции которого также не слишком крепкие, уже выдвинулся от «Справедливой России – За правду» местный политический тяжеловес. В беспартийном качестве вести с ним борьбу Осипову, наверное, окажется более удобно.
В целом же следует признать, что 8 сентября и в предшествующие тому несколько дней состоятся даже не референдумные выборы. И это также уже будут и не плебисциты, а какое-то оформление некоего единого блока вокруг власти. Недаром данный эпитет встречается теперь буквально повсеместно.