На Охотном Ряду над законами долго не думают. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Поправки о подчинении интернета требованиям о цифровой безопасности граждан и государства можно назвать «законом 30 июля». Госдума одобрила пять документов почти единогласно, утвердив и идентификацию ресурсов с 10 тыс. подписчиками, и новые сетевые запреты. Депутаты согласились и с нормой о возможной блокировке по требованию генпрокурора РФ как аккаунтов, так и соцсетей – вплоть до отключения рунета от внешнего мира. Большинство Госдумы узнало, что у Роскомнадзора есть технические средства противодействия угрозам (ТСПУ), и высказало доверие системе.
Пакет законопроектов, связанный с соображениями о безопасности интернета, потребовал от Госдумы менее часа времени. Авторы «закона 30 июля» явно готовились к дискуссии, но ее не произошло.
В зал заседаний нижней палаты пришли представители уполномоченных правительственных ведомств, например, из Минцифры, но они донесли до сознания депутатов всего лишь пару уточнений. Например, о том, почему иностранцам нужно разрешать покупку не более 10 сим-карт операторов сотовой связи, а россиянам – вообще 20. Мол, не слишком ли это много, ведь часть может быть перепродана мошенникам? Или, скажем, все-таки прозвучал вопрос: по какой причине принят порог в 10 тыс. подписчиков для интернет-ресурса, владелец которого теперь обязан провести свою именную регистрацию в Роскомнадзоре?
Стоит отметить, что чиновники отвечали уклончиво и противоречиво: в первом случае упирали на право людей вести в России комфортное цифровое существование, а во втором – им в этом как бы уже и отказывали. Однако весьма быстро выяснилось, что депутаты волноваться и вступаться за блогеров не намерены, а вот борьбу с телефонными мошенниками они потребовали усилить. Так что мимо внимания думцев ускользнули и прочие весьма перспективные поправки вроде требований к фигурантам соответствующего реестра Роскомнадзора сообщать тому о подписчиках или не пользоваться информацией тех ресурсов, которых в этом реестре нет. Впрочем, раз крупных анонимных Telegram-каналов уже не будет, то, возможно, подробности их исчезновения не так и важны.
Удивительно, однако, что ни одна из фракций Госдумы не зацепилась за новую статью закона о связи, в которой вводится понятие об «управлении сетями связи на основании требования генпрокурора». Напомним, что такое поручение Роскомнадзору Генпрокуратура может выдать в случае обнаружения где угодно в Сети «массового или неоднократного» распространения запрещенной законом информации. Ее перечень состоит из 11 пунктов, каждый из которых, впрочем, имеет настолько широкие трактовки, что под запреты может подпадать буквально все. Например, «информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». Или, скажем, «информация, содержащая призывы к введению в отношении РФ, ее граждан либо российских юрлиц политических, экономических и (или) иных санкций». Что уже говорить о совершенно резиновом понимании информации, содержащей «обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности». Конечно, в данном перечне имеется и ныне актуальная «распространяемая под видом достоверных сообщений недостоверная информация», направленная на дискредитацию армии и каких-либо госорганов. Не стоит забывать и об информационных материалах «иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, или организации, деятельность которой запрещена», понятное дело, в связи с причастностью к экстремизму.
Большинство Госдумы, судя по всему, не только не читало текста «закона 30 июля», но и ранее не знакомилось с подобными же поправками, которое оно все так же единогласно принимало. Поэтому когда от КПРФ последовал вопрос о том, что такое ТСПУ, то председатель комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн коротко ответил, что эти устройства существуют уже давно. А потом он и вовсе призвал всем этим механизмам априори доверять. Однако выбранный им аргумент удачным не назовешь. Мол, «техническим устройствам, как и пенитенциарной системе», все равно, против кого действовать: «Каких жуликов привезли, тех и отправляют за решетку, какая информация запрещена, такую ТСПУ и блокируют».