Глава комиссии ДЭГ Олег Артамонов (справа) распределил электронные ключи по чемоданчикам. Фото из Telegram-канала «Независимый общественный мониторинг»
ЦИК России 5 сентября дал старт единому дню голосования (ЕДГ). Председатель Центризбиркома Элла Памфилова сообщила о готовности, а главное – способности избирательной системы сохранять институты и процедуры народовластия и в экстремальных условиях. Однако для этого их приходится делать более безопасными. Формально – ради спокойствия граждан, но в реальности – в интересах властей. На этом фоне островком прежней нормальности остается дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Заявлено, что, мол, суперкомпьютеры всей Вселенной за все время ее существования, наверное, и смогли бы взломать наш русский код, но в течение лишь недели после выборов им точно не справиться.
«С одной стороны, мы должны обеспечить, сохранить то, чем мы гордимся, все наши процедуры и институты народовластия, а с другой – обеспечить максимальную безопасность. Этот основной приоритет, который бесспорен», – подчеркнула Памфилова в своем выступлении на открытии информационного центра, который будет освещать ход голосования 6–8 сентября. Потому что в этом году, по ее словам, выборы проходят в экстраординарных условиях.
В некоторых источниках это определение заменили термином «экстремальные» и даже отметили, что это для российских выборов, дескать, впервые. Тогда, правда, есть вопрос о президентских выборах в марте 2024-го: неужели они проводились в условиях все-таки нормальных? Наверное, так и есть, если учесть, что теперь экстраординарная ситуация в четырех новых субъектах РФ – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях – распространилась еще и на полдесятка других регионов, граничащих с Украиной. Ибо, по словам Памфиловой, «враг перешел к подлым актам терроризма». Так что «расслабляться нельзя, впрочем, избиркомы, заметила глава ЦИК, «быстро и динамично адаптируются к новым условиям». Ведь в России создана «уникальная избирательная система», которой под силу и такие выборы.
И Памфилова подтвердила, что именно приоритет безопасности лежал в основе всех тех решений, которые были приняты к предстоящим выборам как законодателем, так и исполнителем в лице Центризбиркома. Напомним, что это были, с одной стороны, новые ограничения и запреты, в частности, для иноагентов, а с другой – послабления в смысле соблюдения процедурных формальностей. Например, 10-дневное досрочное голосование в любых удобных местах и экстерриториальные участки, протоколы с которых вряд ли удастся проверить даже лояльным власти общественным наблюдателям.
В докладе Памфиловой было много данных, приводить которые не стоит, все они подчеркивали одно: формально сохраняющуюся конкурентность выборов. И упрекать ЦИК в том, что это не совсем так, смысла нет. Ведь там не отвечают за содержание партийно-политических процессов. Однако островком стабильности, остающимся в прежней нормальности, на этом фоне выглядит федеральная платформа ДЭГ. В день открытия информационного центра прошло и такое мероприятие, как разделение ключей шифрования и дешифрования системы.
Под присмотром зампреда Центризбиркома Николая Булаева и под его комментарии глава комиссии ДЭГ Олег Артамонов провел сеанс своего рода IT-камлания. Священными предметами этого шаманского культа выступили токены, то есть цифровые устройства с уникальной защитой. Фокусничать с этими, по сути, флешками было несложно, ведь отвлекать внимание публики от рук престидижитатора сладкими речами было необязательно. Зрители и так не могли видеть, например, того, подключены ли по беспроводным сетям какие-либо еще устройства или нет. Официально же было заявлено следующее: мол, исследования показали, что взломать отечественный код шифрования, наверное, можно, хотя для этого понадобятся ресурсы всех существующих в нашей Вселенной суперкомпьютеров, которые должны работать все время ее существования. Так что за неделю, отведенную на подведение результатов выборов, точно не получится.