Некоторым субъектам РФ ради удобства граждан разрешили провести волеизъявление в любых местах. Фото со страницы Избирательной комиссии Оренбургской области в «ВКонтакте»
Первые итоги единого дня голосования (ЕДГ) подтвердили, что в субъектах РФ собственные выборы воспринимаются как чисто формальное отчетное мероприятие. По его завершении положено уведомить федеральный Центр о самом факте, а цифры большого значения не имеют. Главное, что они должны подтверждать успешность действующих властей. И поэтому теперь уже не важно, были рекомендации сверху не засушивать явку и не поднимать градус сокрушительности губернаторских побед или все-таки не были. Регионы отнеслись к соотношению этих двух показателей прагматично: более 80% получены в результате и высокой активности избирателей, и, очевидно, вялого волеизъявления.
Сокращение ЕДГ, конечно, давно стоит расшифровывать как «единые дни голосования», а «трехдневку» – сделать обязательным для всех стандартом. Его нынешние критики считают, что сохранение регионального разнообразия и позволяет ту ситуацию, когда первые две суток регулярно публикуются показатели явки избирателей. То есть как бы даже и вопреки закону данные о ходе выборов становятся не просто своего рода агитационным материалом, а якобы подсказкой властям о направлениях для возможных манипуляций.
Однако ЕДГ-2024 показал: во-первых, эти опасения напрасны по той причине, что все, кому положено и надо, и так знают текущие результаты, а во-вторых, таковые на самом деле большого значения и не имеют. В отчете перед федералами регионам достаточно только сообщить о победе, например, действующего губернатора или кандидатов «Единой России» в Заксобрание или городскую Думу административного центра субъекта РФ. Более того, то ли оказались вымыслом, то ли просто были по факту свернуты якобы изначальные требования сверху к региональным властям не демонстрировать сокрушительных побед на фоне мизерной активности электората.Напомним, что вроде бы перед стартом кампании вниз была выдана настоятельная рекомендация. Дескать, особое внимание следует обратить на уровень явки, которая не должна быть чересчур засушенной.
А успехи тех же губернаторов необходимо оформлять более скромными цифрами. Мол, показатель президента в марте 2024-го – 87,28% преодолевать не стоит. Ходили разговоры и о том, что тех, кто переоценит свой потенциал, может быть, и накажут как-то.
Губернатор Петербурга Александр Беглов в ходе кампании общался с опекаемым властями электоратом. Фото из Telegram-канала Александра Беглова |
Рекордсмен среди них – это повторный самовыдвиженец Осипов, у которого будет не менее 85%. То есть скромности он не демонстрирует, но и президента не опережает. У врио Демешина и инкумбента Лимаренко на руках будет поддержка со стороны не менее 81% принявших участие в выборах. А теперь стоит посмотреть на данные о явке, которые, естественно, еще будет корректироваться, причем по традиции в несколько большую сторону. Так вот, в Забайкальском крае активность избирателей превысила 40%, на Сахалине – немного ниже, а в Хабаровском крае – чуть больше 30%. То есть единообразной зависимости двух показателей не наблюдается. Это говорит о том, что не так уже и важно, сушить явку или взбадривать, главное – это держать под уверенным контролем так называемых зависимых избирателей.
И получается, что чем хуже социально-экономическая ситуация в регионе, тем выше может оказаться электоральный потенциал действующей власти. Тут ключевая задача будет лишь в том, чтобы вывести его на участки или к терминалам дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Если доля контролируемого властью электората большая, то и явка получается солидная. А если не очень большая, то для отчета федеральному Центру можно и пониже результат показать, за это, как теперь понятно, ругать все-таки не станут, максимум – упрекнут.
Теперь остается только проверить по этому критерию – наличию контролируемых групп избирателей и остальных баллотировавшихся в ходе ЕДГ-2024 губернаторов. Данные из Восточной Сибири и европейской части России последуют позже, но скорее всего прагматичный подход властей к активному избирательному праву граждан подтвердится повсеместно. Но особое внимание нужно будет обратить на Санкт-Петербург. По самым свежим данным Центризбиркома на 8 сентября, губернатор Александр Беглов шел к своей победе на фоне совершенно вялого волеизъявления. ДЭГ в Северной столице не применяется, так что чуть более 32% явки вряд ли превратятся в 40%. Собственно, вся кампания Беглова и строилась на минимизации внимания к ней, в городе на Неве протестные настроения сохранились в гораздо большем объеме, чем в Москве, но в столице они мало на чем могут проявиться, питерские же власти такого никакой оппозиции просто не позволяют. Но при этом скорее всего не будет слишком оптимистическим прогноз на тот счет, что Беглов все-таки должен получить под 75%.
Точно такие – столь же уверенные результаты, очевидно, получат и другие минимизаторы явки. К примеру, власти Калининградской, Мурманской или Курганской областей. Однако еще более интересным будет сравнить результаты высших должностных лиц с итогами выборов для ЕР в тех регионах, где обе кампании – губернаторская и депутатская проходят синхронно. Можно заранее предположить, что там, где электоральный султанат вполне оформился, системные партии будут вынуждены сильно отступить. В тех же субъектах РФ, где губернатор потеряет в процентах, можно считать политическую среду остаточно конкурентной.